Смекни!
smekni.com

Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций 2 (стр. 2 из 3)

Поскольку древние египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело, они сооружали жилища для бессмертной души фараона и знати. Египтяне старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону.

Самым ранним типом гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства были мастабы – каменные или кирпичные прямоугольные сооружения с плоским верхом и стенами, наклоненными к центру. Внешне напоминая простой лежащий брус, мастабы имели сложное внутреннее строение. В мастабе могли быть десятки помещений, в основном подземных.

Умершего хоронили в одной из маленьких подземных комнаток на дне глубоких шахт; внутренние стены их были нередко украшены барельефами и росписями. Важным структурным элементом мастабы была жертвенная комната, в которую приносились вино, еда и подарки для покойного. В мастабах погребали древнейших царей Египта, многие из мастаб относятся к IV тыс. до н.э. Впоследствии египтяне перешли к строительству пирамид.

Возведение пирамид было важнейшей чертой древнеегипетской культуры. Пирамиды строились для фараонов и знати. Самая ранняя из пирамид – пирамида фараона Джосера – была воздвигнута около 5 тыс. лет назад. Она имела ступенчатую форму. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор Имхотеп. Уважение и преклонение перед ним было настолько велико, что после смерти он был обожествлен и последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Пирамида Джосера окружена ансамблем дворов и зданий, у северной ее стороны имелся храм для совершения погребальных обрядов и жертвоприношений. Эту пирамиду называют «матерью египетских пирамид». Последующие пирамиды соответствовали трем основным принципам, воплощенным в этой пирамиде: они имели значительные размеры, пирамидальную форму и были построены из камня.

Самая знаменитая и самая большая пирамида в мире – пирамида Хеопса в Гизе. Её высота 146 метров, а площадь – около 55 тыс. кв. м., в ней может уместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, вес каждой глыбы составляет 2-3 тонны. Общее количество каменных блоков, использованных в строительстве, - два миллиона триста тысяч. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Несмотря на значительные размеры пирамиды, её внутренние помещения занимают всего 3-4% от общего объема. Они представляют собой цепь длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителей, которые нередко проникали внутрь сооружения. Центром пирамиды была погребальная камера, в которой находился саркофаг с телом фараона.

Пирамида Хеопса вместе с пирамидами его преемников – фараонов Хефрена и Микерина, составляют знаменитый ансамбль в Гизе. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут.

4. Литература, письменность, музыка

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Художественная литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения.

Широко распространен был жанр поучений. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца, а иногда от имени царя, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара».

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах.

Примером повествовательной литературы I тыс. до н.э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, при этом давая описания природы.

Для фиксации различных явлений египтяне создали сложную систему письменности, ее возникновение относят к ХХХ в. до н.э. Она состояла из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов - иероглифов. По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Материалом для письма древних египтян служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки, широкое распространение получил папирус. Писали красными и черными чернилами при помощи длинных тростинок-кисточек.

Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н.э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое.

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, III тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию.

Египтяне внесли значительный вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Особенно выделяется из числа других арфа.

Музыканты пользовались большим почетом в обществе. Египтяне называли музыку «радость. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. Огромное значение придавалось также человеческому голосу.

5. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство древних египтян определялось их мировоззрением и культурой в целом.

Важная роль в искусстве принадлежала скульптуре. Все фигуры статуй были неподвижны, невозмутимы, их позы однообразны. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: фигуры изображались стоящими или сидящими, спина всегда была прямой, плечи – развернутыми, лицо было устремлено вдаль. Условной была и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы и глаза у всех были черные, одежда – белой. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.

Статуи считались вместилищем души человека, были обращены к вечности и отличались величественностью и торжественностью.

Наиболее известны статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III , парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – царицы Нефертити. Гениальный скульптор Тутмес, начальник царской скульптурной мастерской, смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого удивительно красивого лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины.

Большое место в искусстве Древнего Египта занимают рельефы и росписи, которые украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги.

При создании рельефов древние мастера также не выходили за рамки традиционного художественного канона: использовался прием плоскостного расположения фигуры, позы были условны и статичны. Однако во II тыс. до н.э. линии становятся более выразительны, фигуры – более гибки. Интересен своей масштабностью рельеф из Карнакского храма в Фивах, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами.