Смекни!
smekni.com

Молодежная субкультура хип- система (стр. 3 из 5)

Все многочисленные символы «системы» так или иначе подчеркивают пребывание вне общественных структур. Очень популярна в этой среде символика пути, дорог, странствий, бродяжничества. По существу, члены системы обладают самосознанием странников. Поэтому именно «трасса» (путешествие «автостопом») стала главным ритуальным символом «системы». Популярна и символика сумасшествия. Специально демонстрируют разного рода отклонения в поведении, нарочно запутывают речь и т. д. Символика сумасшествия — знак исключенности из общества.

Непременный атрибут системы — символика детства (вспомним название хиппи: «дети-цветы»), которая означает невхождение в мир взрослых. Тот же смысл имеет и предпочтение самодельных вещей фабричным: символика бедности и грязи, естественности и природности.

Знаки выпадения из общества — и в символике криминальной среды. Так, часть субкультурного сленга — «туфта», «лажа» и т. д. — из тюремного жаргона; другая часть — в наркотической символике. Правда, в системе больше говорят о наркотиках, чем употребляют их. Для большинства это скорее символ.

Особенно характерно обращение к символам иных культур: сленг хиппи большею частью построен на англицизмах; религиозные искания — на обращении к Востоку. Прошлое или будущее популярнее настоящего; поэтому, скажем, Ленинград в «системе» всегда был Петербургом или Питером, а при письме часто ставили «ять»; очень популярно написание фантастических рассказов, в которых описывается бегство в будущее. Практикуется использование символики экзотических (индейской, африканской, древнекитайской или индийской) и просто чужих культур — один из способов отстранения от своего общества (4, с. 106).

Язык

Хип-система создала свой язык — «системный сленг», который используется для общения в среде примыкающей к ней молодежи.

Поначалу среда формирования сленга была элитарной, и своеобразным отражением этого факта явилась его перенасыщенность англицизмами. Однако в лексику системного сленга входят не только англицизмы. Он многое воспринял из существовавшей до него лексики вульгарного, заниженного разговорного стиля, впитал отдельные слова и выражения из предшествующих ему жаргонов (например, уголовный жаргон, жаргон стиляг и т. д.), создал множество новых слов, используя различные способы словообразования.

К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи — прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» — нижнее белье, «крутняк» — сложная или «крутая» ситуацця, «отходняк» — похмелье, «голяк» — полное отсутствие чего-то.

Из жаргона стиляг в системный сленг перекочевали такие, кажущиеся сейчас уже старомодными, но все же активно употребляющиеся слова как «чувак» (парень), «чувиха» (девушка). Надо отметить, что традиция использования в речи искаженных английских слов также унаследована хиппи от стиляг, но жаргон последних не был столь цельным и его отдельные элементы не группировались вокруг англицизмов. Для системного же сленга англицизмы представляют стержень, создающий его специфику (5, с. 120).

Одно из наиболее интересных явлений сленга — то, что сами хиппи называют «стебом» — иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Ироничность заложена в самой природе сленга — он предполагает отстраненный, новый взгляд, переосмысление расхожих слов и штампов. Подобная ироничность преследует как эстетическую цель оживить избитые языковые средства, так и психологическую. Можно предположить, что «стеб» — своеобразный механизм защиты от «невкайфов», т. е. неприятных жизненных ситуаций.

В последние годы описываемый сленг вышел за рамки хип-системы. Этот язык с незначительными изменениями используют не только хиппи, но и все таю или иначе относящиеся к молодежным субкультурам — непрофессиональные или полупрофессиональные исполнители рока, «богемная» творческая молодежь и те, кто контактирует с ними. Таким образом, сленг вышел за рамки одной субкультуры и стал достоянием более широкой среды, хотя его употребление по-прежнему служит сигналом того, что говорящий является носителем вполне определенной картины мира (5, с. 120).

Искусство

Своеобразным жанром искусства хиппи служат «телеги» — обобщающее на сленге название любой более-менее длинной речи. Существует вполне определенный набор сюжетов и текстов, которые циркулируют среди членов хип-системы. В «телегах» зафиксировано нормативное отношение к некоторым явлениям жизни, с которыми часто сталкивается «настоящий волосатый»: например, «откос от армии», т. е. уклонение от службы в ней; «крэзовые дела» — психические заболевания и т. д. Употребление сленга в таких «телегах» придает им ироничность, поэтому в письменном творчестве хиппи, когда задача состоит в создании серьезной поэзии или прозы, сленг, как правило, избегается (5, с. 124-125).

В субкультуре создается и используется своеобразная музыка. С ее помощью (так же как и с помощью нарко-тиков) хиппи могут осуществлять «путешествие в иную реальность». Эта музыка, которую называют иногда «психоделической», с одной стороны написана в состоянии наркотического опьянения, а с другой — ведет к измененному состоянию сознания при ее прослушивании. Четкий ритм, многократное повторение одной музыкальной фразы, непривычные звуки электронных инструментов, повышенная громкость — все это приводит подготовленную личность к тем психологическим эффектам, которые аналогичны наркотическому состоянию эйфории.

Оригинальным прикладным искусством является изготовление разнообразных «фенечек» — бисерных украшений, чрезвычайно популярных в субкультуре. Существует своеобразный фольклор субкультуры. Своеобразные мифы являются способом распространения соответствующих сюжетов и благоговейного отношения к ним в среде хиппи, независимо от степени их истинности.

Зафиксирована также и обширная довольно специфическая поэзия хиппи. Исследователи обнаружили в этой субкультуре множество поэтов (некоторых из них называют «стритовыми» уличными), сочиняющими целые циклы стихов и имеющих мало сходства с современной и традиционной поэзией.

Ценности, нормы и обряды

Нормы хипповской субкультуры довольно четки и определенны: ясно очерчен круг разрешенных действий, приемлемой одежды, «правильного» отношения к жизни — все остальное вызывает неприятие и осуждение. Можно говорить в этой связи о существовании образа некоего идеального хиппи, ориентироваться на который должен каждый член системы.

Где закодирован образ «настоящего хиппи»? Во-первых, во внешнем облике и образе жизни наиболее авторитетных членов «системы». Во-вторых, в многочисленных полуправдивых и вьщуманных историях, повествующих о действиях легендарных хиппи. В-третьих, в песенном фольклоре. При этом, как правило, «олдовые» (хиппи со стажем, от «old» — старый) прямо не объясняют норм и ценностей своего общества «пионерам» («тусующимся» недавно) — обучение происходит через подражание, в том числе через принятие сленга (5, с. 122—123). Хиппи помнит, какую одежду можно носить, какие украшения использовать, какие выражения, жесты, позы создают нужный эффект, наконец, какие поступки и происшествия хорошо вписываются в желаемую роль.

Главные ценности и нормы поведения, характерные для системной среды — терпимость, избегание конфликтов, творческая направленность личности и т. д. Так, одна из основных норм «системы» — «не спорить о мировых проблемах», позволять другому высказывать свои взгляды, даже если они тебе чужды и враждебны, и не ссориться из-за этого. Здесь практически у всех разные взгляды, и если бы они стали ссориться из-за идейных противоречий, тусовка моментально бы опустела. Образы решения проблем путем насилия попросту отсутствуют в формируемой картине мира. В системе норм доминирует избегание конфликтов и даже ситуаций, где возможно соперничество (в любом случае надо уступить); культивируется «любовь к ближнему», когда принято бескорыстно сделать ему приятное. Терпимость, отказ от насилия, стремление «любить, а не воевать» становятся атрибутами сознания. (Есть, правда, информация о том, что, когда в последние годы на хиппи началась «охота» со стороны наиболее агрессивных групп, они стали оказывать вооруженное сопротивление).

Особый комплекс норм можно обозначить «всегда вперед» — это предпочтение духовности, движения, пути — любой материальной цели или условиям ее достижения. Важно все время быть в движении, все время идти, а не приехать в какой-то определенный пункт. И образ жизни — это своего рода «проистекание», деятельность осуществляется не ради ее плодов, а ради самого процесса. Поэтому когда процесс перестает приносить радость, деятельность прекращается. Незачем, полагают хиппи, напрягать волю, прилагать усилия, работа должна быть «в кайф», а не «в лом». Такое же отношение существует и к жизни в целом: «нельзя идти против своего кайфа». Они не стремятся кем-то стать — достаточно «просто быть».

Еще одна норма «системного» образа жизни — пренебрежительное отношение к материальным ценностям (11, с. 108). В этой среде одна из ведущих норм — взаимовыручка: поделиться последним куском хлеба, отдать последнюю копейку (4, с. 108).

Сохранению нормативной картины мира способствуют традиций, обряды и ритуалы. Так, например, "расставаясь, обмениваются" феньками — дарят друг другу какой-нибудь значок, рисунок или браслетик из бисера. Вообще фенечки в системе служат знаками межличностных связей: ими обмениваются на память, предполагая, что в них мистическим образом сохраняется невидимая нить взаимной приязни (11, с. 109).

Еще пример обряда. В начале пути надо выйти на середину трассы, повернуться спиной к тому городу, откуда идешь, и кинуть монету через плечо, потом — идти вперед, не оборачиваясь. И лишь потом можно «стопить машину». Если же идешь прямо из города и проходишь мимо указателя окончания города, надо кинуть к нему монету. Или феньку какую-нибудь, что нашлась в кармане, в ксивнике,— отдать дань «трассе» (11, с. 106). А если не совершишь такого жертвоприношения, то везти не будет, все время пойдут помехи и путешествие окажется неинтересным (11, с. 108).