Смекни!
smekni.com

Граффити (стр. 2 из 5)

Рисунки-граффити - уникальное явление в истории изобразительного искусства. Уже в первых каменных храмах и других сооружениях они возникают на стенах в процессе их возведения, что вероятнее всего свидетельствует о существовании этой традиции еще до христианизации Руси. За возможную ближайшую параллель этому творчеству можно принять рисунки копей и воинов на камнях Маяцкого городища конца I тясячелетия. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV в., а в Софии Киевской - на XV в. с единичными экземплярами текстов до XVII в. Не исключено, что некоторые коррективы в хронологию рисунков-граффити внесут материалы других памятников, но уже предварительный просмотр изображений, например, в церквях Старой Ладоги XII в. подтверждает бытование этого занятия по разным городам в тех же временных рамках.

Надежный ориентир датировки рисунков-граффити - палеография сопроводительных к ним надписей или надписей поверх рисунков; рисунков, исполненных в процессе строительства или до начала росписей. До разрушения археологически открытых построек возникли рисунки на их обломках; так же датируются рисунки, обнаруженные под записями или другого рода поновлениями стен. На Золотых вратах Киева рисунки и надписи-граффити,

7

обнаруженные при раскопках, надежно датированы до времени их

первого ремонта в XII в., когда нижние части стен, где и располагался этот материал, оказались засыпанными строительным мусором.

. При кажущейся испещренности стен надписями и рисунками действительное их количество даже в крупнейших соборах Древней Руси невелико. Так, на 292 единицы всевозможного рода "автографов" в Софии Киевской приходится всего 71 рисунок. Условно распределяя их на четыре столетия, мы получаем поразительный результат появления одного из них с паузой в 5-6 лет. При всей отвлеченности такого подсчета для "русской митрополии" это количество рисунков крайне незначительно, и может свидетельствовать либо о жестком контроле за желанием прихожан "резать на стенах", либо о фактическом коротком сроке заполнения стен в самый ранний период жизни собора

Вопрос об авторстве рисунков-граффити связывается с автографами под ними, с местоположением этого материала, со специфическими особенностями и мастерством исполнения.В недоступных для прихожан местах интерьера авторами рисунков называют представителей клира. Рисунки, выполненные в процессе возведения здания или по тематике связанные с архитектурой, вероятнее всего, оставлены строителями". А. А. Медынцева поддержала предположение С. А. Высоцкого о возможном исполнении надписей и рисунков-граффити мужчинами на южной, а женщинами на северной сторонах интерьера храма. Прямых указаний на возрастную характеристику авторов рисунков-граффити никто из исследователей не дает, лишь отмечая стилистическое сходство отдельных изображений из Софии Киевской и церкви Георгия в Старой Ладоге рисункам на бересте новгородского мальчика Онфима". Одна из особенностей приема, объединяющая эти наброски - "грабельки" - на фрагменте коллекции фресок церкви Георгия в Старой Ладоге также перекликается с вышеуказанной группой, отличаясь, однако, уверенным росчерком завершенной и неразгаданной композиции . Близость этого приема рисункам на бубнах шаманов или на крестьянских вышивках позволяет высказать догадку о принадлежности этого манерного нюанса традициям определенной этнической группы.

Качество изображения во многом зависело и от предмета, которым он процарапывался. В их перечне - нож, игла, железное или костяное писало, то есть, инструментарий, известный для берестяных грамот.

8

В этом списке сомнение вызывает применение костяного писала; а ножом можно сделать только простейшие прямолинейные знаки. Из чего следует, что высококлассные рисунки могли быть исполнены профессионалами на удобных местах и добротным инструментом, разновидности которого широко представлены по результатам раскопок.

Традиционно целебные и охранительные свойства вероятнее всего несут в себе многочисленные рисунки коней; а конь под седлом со стременами из Софии Киевской живо перекликается, например, с конем Световита, готового к ночным выездам против врага, по изысканиям А. А. Афанасьева. Другое изображение коня со своеобразными завитками копыт, которому С. А. Высоцкий предложил искать параллель в миниатюрах, в точной копии обнаружилось на монетовидной привеске VIII-IX вв. из Гочевских курганов северян.

Тот же магический смысл могли иметь в глазах авторов и другие вырезанные на стенах изображения животных и птиц, что после изысканий позволит их отнести к группе символических рисунков.

Ошибки в толковании рисунков-граффити, думается, легко могут быть исправлены при внимательном наблюдении изображений, как это случилось, к примеру, у С. А. Высоцкого в атрибуции коровы в Софии Киевской, первоначально принятой автором за коня с пририсованными рогами11. Однако, рассуждая далее, можно вывести этот рисунок из разряда бытовых в символическую группу, если принять его за символ Евангелиста.

При знакомстве с опубликованными рисунками-граффити поражает внимание многообразие тематики знаков, антропоморфных фигур, животных и птиц при несомненном господстве в каждом храме всевозможных вариаций крестов. Сегодня из-за малого количества материала рано говорить о преимуществе той или иной группы близких по формальным признакам рисунков, характерных для определенного времени или различных регионов; а между церквей — по их посвящению и назначению. Не исключена также ориентация программы рисунков-граффити на социальный или этнический состав прихода.

Видимо, удаленность от центров распространения христианства прямо отражалась и на содержании рисунков-граффити. Так,

9

фигурок антропоморфных существ не отмечено в соборах св. Софии Киева и Новгорода, в то же время нередких для церквей окраинных городов, например, для Старой Ладоги, где в церкви Георгия обнаружено три подобных изображения" . Эти пластически выразительные силуэты без рук и без ног ассоциируются с различного рода прообразами дохристианских верований, довольно широко разбросанных по регионам расселения славян34.

Менее всего в рисунках-граффити отражены сюжетные композиции росписей; а два примера: "Воскрешение Лазаря" и "Положение во гроб" из Софии Новгородской и церкви Благовещения в Витебске, представляют собой сокращенную версию сцен, наблюденных авторами, судя по последнему сюжету, также на предметах прикладного искусств.

Рисунки-граффити, при их естественной малозаметности в слабоосвещенных частях стен, - имели камерный, личностный характер и не рассчитывались на всеобщее обозрение. Размещение знака-оберега в церкви уравнивало в глазах автора символы верований. Вероятно, в этом кроется программная концепция рисунков-граффити, которые вместе со зданием церкви, с его росписями, иконами и службой составляли действительность церкви.

Рисунками-граффити освящали не только церкви, но и оборонительные сооружения, и возможно, другие постройки; между собой по разным храмам они во многом сходны по программе, по в каждом месте есть и специфические особенности, обусловленные социальным, этническим составом прихожан, а также ролью храма и города, где он расположен. Рисунки-граффити заполняли интерьеры вероятнее всего в первые годы жизни церкви в своей основной массе, и в этом угадывается часть программы обустройства места поклонения святыням. Рисунки-граффити вторичны к своим первоисточникам, но технические условия исполнения ставят их в ряд произведений прикладного искусства резьбы по дереву, металлу и камню, тем самым внося коррективы в трактовку их художественного облика. Похоже, что в каждом храме какая-то часть рисунков-граффити выполнена профессионалами, и их произведения по достоинству займут место в изобразительном искусстве Древней Руси. Несомненная историко-художествецная ценность рисунков-граффити располагает к выявлению и всестороннему исследованию этого незаслуженно обойденного

10

вниманием материала, который вслед за архитектурой, стенописью и надписями-граффити замыкает собой комплекс основных аспектов истории древнерусских каменных церквей.

1.благожелательные — начинаются словами «Господи, помози...»;

2.поминальные;

3. в память об общественных событиях;

4.автографические;

5 относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых

росписей;

6. рисунки — кресты, магические знаки, изображения святых .
Добровольский И.Г., Дубов И.В., Кузьменко Ю.К. провели анализ граффити на куфических монетах: восточных монетах, обнаруженных на территории Древней Руси и сопредельных стран. Авторы приходят к выводу,что граффити наносились вне зависимости от времени и места чеканки монет, а были связаны с хронологией и территорией их обращения.
Весь период нанесения граффити на восточные монеты исследователи делят на две основные стадии — раннюю и позднюю: «Для первой показательны граффити рунические, а для второй - изображения предметов вооружения» .Монетные граффити известны на территории бывшего СССР, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Германии, Польши . Среди граффити есть «символы и надписи арабские, тюркские, скандинавские, грузинские, греческие. Граффити на монетах — явление интернациональное» . Граффити наносились и

11

на византийские монеты и драхмы сасанидских царей Ирана, они встречаются и на западноевропейских динариях.

Авторы предлагают типологию монетных граффити по
"содержательному" признаку: восточные надписи или отдельные буквы; знаки, интерпретированные исследователями как тюркские руны; скандинавские рунические надписи или единичные руны; предметные изображения оружия, людей, боевых стягов и другие рисунки; граффити, изображающие Рюриковичей; религиозные символы или амулеты-граффити (молоты Тора, свастики, кресты); знаки, дешифровать которые до сих пор не удалось.
Таким образом, большинство исторических граффити представляют собой имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и