Смекни!
smekni.com

Исскуство эпохи возрождения (стр. 2 из 4)

Самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти ( 1483 – 1520) из города Урбино. Всем своим творчеством Рафаэль говорил: человек должен быть прекрасен – у него должно быть красивое и сильное тело, всестороннее развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль в своих картинах. Таким человеком был он сам. Рафаэль родился в 1483 г. Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца – художника и поэта Джованни Санти. Семнадцати лет Рафаэль приехал в город Перуджа и стал учеником художника Перуджино. Одна из картин Рафаэля этого времени – «Сон рыцаря »

( конец 15 в.). В 1504 г. Рафаэль приехал во Флоренцию – город, где в то время жили и работали величайшие художники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Здесь есть у кого учиться. И Рафаэль учится. Учится и работает. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребёнком. Флорентийский период творчества Рафаэля называют «Периодом мадонн». Тогда он создаёт картину «Мадонна Грандуке» ( ок. 1505 – 1506 ). Написанный Рафаэлем в эти годы автопортрет совершенно естественно входит в галерею прекрасных образов, созданных им. В 1508 г. папа Юлий 2 вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими художниками поручил ему роспись станц – парадных залов Ватиканского дворца. Вскоре Юлий 2 приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. С 1509 по 1517г. было расписано три зала, лучший из них «зал Подписи». Около 1511 г. был создан портрет Юлия 2. Современник художника историк искусства Вазари говорил: « Он исполнил портрет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко на него глядеть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой…». Умевший так точно передать в портрете неповторимую внешность, неповторимую духовную жизнь человека, Рафаэль совсем по - другому работал над образами мадонн. Обаятельный образ женщины создал Рафаэль в прославленной картине «Сикстинская мадонна» ( 1515 – 1519 ). Рафаэль был не только великим живописцем, но и превосходным архитектором. Он строил дворцы, виллы, церкви, небольшие часовни. В 1514 г. папа поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире купольного храма – собора св. Петра. Смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 г., в возрасте 37 лет, он умер. Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима – в Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии.

Микеланджело Буонарроти ( 1475 – 1564 ) родился 6 марта 1475 г., детство провёл во Флоренции. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых – «Вакх» ( ок. 1497 – 1498 ) и «Оплакивание Христа» ( 1498 – 1501 ). В 26 лет художник берётся за невероятно трудную работу. Один скульптор начал высекать статую из мраморной глыбы высотой более 5м, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались делать скульптуру из этого искалеченного мрамора. Микеланджело согласился. Через три года статуя была готова. Это был иудейский мальчик Давид, победивший в единоборстве врага своей родины – самого сильного филистимлянина великана Голиафа. В 1505г. статую поставили на площади Флоренции, под открытым небом, чтобы её видели все. Более трёх столетий простояла здесь любимая мраморная статуя флорентийцев, которую жители называли Гигантом. В 1873 г.статую перенесли в Академию художеств, в специально для неё построенный зал. На её месте по требованию жителей была поставлена мраморная копия, а на площади Микеланджело в 1875 г., когда отмечалось 400 – летие со дня рождения скульптора, воздвигли бронзовую копию Давида. В 1508 г. папа Юлий II дал Микеланджело заказ – сделать роспись потолка Сикстинской капелла в Риме. Размеры будущей росписи превышали 600 кв. м. В невероятно трудных условиях, лёжа на спине, на высоких лесах, художник сам, без помощников, воссоздал в образах на потолке капеллы библейскую легенду, повествующую о событиях от сотворения мира до потопа. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Четыре года провёл Микеланджело за этой работой. От чрезмерного и постоянного напряжения у художника болело всё тело. Его глаза почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую – нибудь вещь, ему надо было поднимать её высоко над головой. Постепенно этот недуг прошёл. В 1520 г. Микеланджело принялся за сооружение во Флоренции гробницы Медичи – правителей города и в 1534 г.( время строительства затянулось из за восстания в 1527г., в котором убеждённый республиканец Микеланджело принял деятельное участие ) закончил капеллу и находящиеся в ней гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи. В 1534 – 1541 гг. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создаёт фреску «Страшный суд». В 1545 г. он кончает, наконец, гробницу папы Юлия ii, заказ на которую получил 40 лет назад. Лучшие статуи для этой гробницы были созданы ещё в 1513 – 1516 гг. Это фигура Моисея, по библейской легенде – грозного и мудрого вождя еврейского народа, и изваяния двух связанных пленных юношей («Рабы»). Умер Микеланджело 18 февраля 1564 г. Его тело тайком увезли из Рима и похоронили на родине. И сейчас во Флоренции на площади Микеланджело стоит бронзовая копия Давида как памятник художнику, который своим искусством утверждал и защищал свободу и красоту человека.

Высокое Возрождение, также как и Раннее, оставило нам не мало сооружений, которые по праву считаются шедеврами мировой архитектуры.

Автором многих из них был замечательный архитектор Донато д`Анджело Браманте ( 1444-1514 ). Наиболее блестящие сооружения, принесшие Браманте славу величайшего архитектора своего времени, он создал в Риме. Среди лучших его работ – грандиозные ватиканские сооружения ( начаты в начале 16 в. ). В одном из римских монастырей Браманте построил маленькую церквушку – Темпьетто ( 1502 – 1503 ). Уже современники считали её шедевром. Созданный затем Браманте проект собора св.Петра ( 1506 – 1514 ) не был им осуществлён. Но мысль зодчего о создании грандиозного купольного сооружения не пропала даром. Её использовали в своём проекте собора св.Петра Рафаэль и Микеланджело.

Венецианские живописцы 15в. ( позднее Возрождение ) получали заказы на картины главным образом от церкви. Чаще всего они изображали мадонну, торжественно восседающую на троне в окружении ангелов и святых.

Во второй половине 15 в. самым крупным художником Венеции был Джованни Беллини (1430– 1516). Фигуры людей на его картинах написаны объёмно, позы их естественны и в тоже время неизменно величавы. При изображении неба ему удавалось передать глубину пространства, воздушность дали. Но ученики Беллини – Джорджоне из Кастельфранко и Тициан Вечеллио оставили учителя далеко позади, открыв перед живописью своего времени новые возможности. В своём родном городе Джорджоне ( 1477 – 1510 ) создал для церкви картину, известную под названием « Мадонна Кастельфранко» ( ок. 1505 ). К началу 16 в. европейские художники уже научились подмечать особенности родной природы, однако пейзаж по-прежнему служил главным образом фоном для фигур. В картине «Гроза» ( ок. 1505 ) Джорджоне отвёл пейзажу главную роль. В эпоху Возрождения нередко изображали Юдифь – героиню древнего сказания- как символ героизма, подвига. Джорджоне не обошёл эту тему и создал свою «Юдифь» (ок.1502 ). В 1510 г. Джорджоне, ещё молодой, погиб от чумы. Незаконченной осталась его картина «Спящая Венера» ( 1507 – 1508 ). Работу погибшего друга закончил один из величайших мастеров Возрождения Тициан.

Тициан Вечеллио ( 1477 или 1485 – 1576 ) прожил долгую жизнь. Произведения позднего периода его творчества сильно отличаются от ранних. Между 1500 и 1516 г. он написал ряд картин на евангельские, мифологические, аллегорические сюжеты. Их роднит энергия и сила цвета, тонкая и живая передача обнажённого тела, тёплое сияние солнечного света. 1517 – 1530 годы – время, когда талант Тициана достигает зрелости, а слава его выходит за пределы Италии. Художник свободно обращается с сюжетами, которые избирает. Тициан в совершенстве владел искусством выражать чувства и настроения человека в сочетаниях красок. Пример этому его полотно «Праздник Венеры» ( 1518 ) и громадная картина «Ассунта» («Вознесение Марии», 1518 ). Много сил отдавал художник портретной живописи. Окружённый почётом и восхищением современников, он жил богато и независимо. Венецианская знать, германский император и испанский король добивались согласия Тициана работать для них. Но он выполнял лишь те заказы, которые были ему по душе. В портретах Тициан добивался не только внешнего сходства, но и смело раскрывал черты характера. К 60 – м годам 16 в. относится его картина «Кающаяся Магдалина» ( 1560 – 1565 ). Необычным для той эпохи было произведение поздней поры творчества Тициана – «Св.Себастьян» ( 1570 ). На произведениях Тициана учились не только его младшие современники, они оказывали величайшее воздействие на европейскую живопись в течение столетий.

Крупнейшими художниками второй половины 16 в. были также Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Веронезе ( 1528 – 1588 ) – великий мастер декоративной живописи, Создатель громадных эффектных картин, украшающих потолки и стены Дворца дожей. Эти картины имеют аллегорические и мифологические сюжеты. Одна из его работ – колоссальная картина «Брак в Кане Галилейской» ( 1563 ). Живопись Веронезе живостью и жизнерадостностью, гибкостью фантазии, яркой, сверкающей красочностью, тонким ощущением света. Впрочем, на поздних этапах творчества и в его искусство проникают тревожные, сумрачные настроения. Такой является его картина «Тайная вечеря» ( до 1573 ), переименованная затем в «Пир в доме Левия».

Якопо Тинторетто ( 1518 – 1594 ) в юности сделал своим девизом слова: «рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Сверкающая красочность роднит его живопись с искусством других венецианцев. Но у Тинторетто много оригинальных особенностей. В картине «Битва архангела Михаила с сатаной» ( конец 80-х годов 16 в. ) действие перенесено в воздух. В своих поздних произведениях, по большей части сумрачных и взволнованных, Тинторетто передаёт оттенки трагических настроений своих героев, изображает толпы, захваченные порывом бурного чувства.