Смекни!
smekni.com

Андроновская и срубная культуры Южного Урала (стр. 4 из 4)

Заключение.

Башкортостан – это уникальный регион, обладающий богатой историей и культурой. Археологи изучали памятники бронзового века на Южном Урале с тридцатых годов XX века. Большой вклад в изучение памятников этого периода в Башкирии внесли Р. Б. Ахмеров, А.В. Збруев, Б.Г. Тихонов, К.В. Сальников. На территории Южного Урала и, особенно, на территории Башкортостана проживало несколько племенных групп, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Самыми крупными поселениями ученые называют племена андроновской и срубной культур.

Название срубной культуры происходит по устройству могильных конструкций в виде деревянных срубов. Заселив огромную территорию от Поволжья до Днепра на западе и Урала на востоке, срубняки смогли сохранить удивительное единство материальной культуры. Это единство хорошо прослеживается в керамике. Срубные сосуды баночной формы или острореберные, украшенные , как правило, скромным геометрическим орнаментом из оттисков крупнозубного штампа. Срубной манерой оттиска является ассиметрия рисунка, нарушение повторяемости рисунка. Срубная посуда, как и культура, со временем меняла свои признаки. Так в последний период срубной культуры на горшках появляются налепные круговые валики. Меняется и характер украшения и без того небогатого орнамента. Некоторые горшки и вовсе лишены его.

Для носителей срубной культуры характерны обширные долговременные поселки, состоящие из нескольких жилищ – полуземлянок площадью от 100 до 400 кв.м. Землянки перекрывались односкатной или двускатной крышей, опирающейся на столбы. Стены укреплялись бревнами, и вдоль них устраивала нары. В поселке могло жить в среднем более 200 человек.

Основные занятия срубняков – земледелие и скотоводство. Разводили коров и получали молоко – об этом свидетельствуют итоги раскопок. К числу оригинальных находок относится накосник из старо-ябалаклинского кургана на р. Деме. Он состоит более чем из 30 бронзовых бусин, нанизанных на два ремешка. Нижние концы ремней соединялись треугольной пластиной, к которой прикреплялись две другие широкие пластины. От этих пластин, в свою очередь, расходились по три ремешка, на которые насаживались по две удлиненные пластины-пронизи. Верхние концы ремней, по-видимому, были связаны с головным убором, и все это вместе составляло единый комплект. Общая длина накосника с нитками бус 58 см. Он мог быть нашит на широкую кожу или материю; он мог использоваться как нагрудник.

Показательно, что именно к эпохе средней бронзы относится и зарождение такого феномена как сосуды со знаками, в наиболее полном виде оформившегося уже в рамках срубной общности. Свое дальнейшее развитие и оформление в сложившуюся семиотическую структуру данная графическая знаковая система получает уже в рамках срубной общности. Знаки, фиксируемые на данных сосудах, могут быть разделены на два типа: наглядно-изобразительные и символические.

Андроновская культурная общность получила название по названию могильника близ села Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. Андроновская культура была выделена русским археологом С.А. Теплоуховым в 1927. Эти племена заселяли восточные и южные районы Башкирии. Геометрический орнамент на керамики по мотивам схож со срубной культуры, но более разнообразен и богат. Только на андроновской керамике встречается прием нанесения узора зубчатым штампом, делающим несколько параллельных линий, что и отличает ее от любой другой. Как и срубная культура андроновская были заняты земледелием и скотоводством, но преимущественно коневодством.

Общими для срубного и андроновского населения были источники добычи медной руды.

Сальников К.В. выделяет в обоих культурах по три этапа. Срубная культура включает полтавкинский, покровский и хвалынский. Отличительная особенность этапов в том, что орнамента на керамике становиться все меньше и на некоторых горшках его нет совсем, но появляется новый валикоподобный элемент.

В двух женских синташтаистских погребениях андроновской общности найдено по одному роскошному нагруднику, состоящему из серебряных пластин и пронизок, нашитых на толстую кожу. Общая типологическая близость этих нагрудников с накосниками из кургана срубных племен не вызывает сомнения. Конструктивное сходство явное и единственное отличие от современных нагрудников - это использование в последних бисера, серебряных монет и пластин.

Андроновская культура проходит федоровский, алакульский и замараевский этапы. С алакульского этапа поисходит взаимопроникновение двух культур.


Список литературы.

1. К.В. Сальников. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967

2. Н.А. Мажитов. Тайна Древнего Урала. – Уфа: башкирское книжное издательство, 1973 – 186 стр., ил.

3. Археологическая карта Башкирии; Москва: изд. «Наука», 1976 г.

4. Памятники эпохи средневековья: Каталог археологических коллекций МАЭ. Уфа: «Гилем», 1997 г. – 79 с.

5. Археология Южного Урала (курс лекций). – Стерлитамак, гос. пед. инс-т Стерлитамак, 1992 г. – 233 стр.

6. М.Ф. Обыденов. Тайна уфимских холмов. – Уфа: баш. книж. Изд., 1986 Г. -112 с., ил.

7. Атлас археологии РБ: уч.п. 2-е изд. – Уфа: «Китап», 2006 г. – 56 с., ил.

8. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/058/757.htm

9. http://www.ihist.uran.ru/index/ru

10. http://archaeology.kiev.ua/journal/010100/kolev_salugina.htm