Смекни!
smekni.com

Кино как феномен культуры XX века (стр. 2 из 3)

Массовый кинематограф начался с короткого и абсолютно достоверного репортажа о прибытии поезда на вокзал, показанного на куске холста. Сегодня это продолжительные по времени, весьма далёкие от реальности динамические картины, адекватное восприятие которых возможно только при помощи сопутствующих аппаратов, соединяющих органы чувств человека с продуктами технологий XXI века. Индустрия развлечений делает ставку на 3D. Считается, что 3D — это единственная величайшая возможность развития киноиндустрии с момента наступления эпохи цветного кино. Изображение в формате 3 Dснимается так - цифровая технология объединяет два фильма так, что их можно показывать одним проектором. Этот проектор переключается между образами для левого глаза к образам для правого так быстро (144 раз в секунду), что мозг не может заметить этого переключения, картинки сливаются в мозгу, преображаясь в трёхмерные фигуры.

2. Популярные жанры кино

В настоящее время выделяют огромное количество разнообразных жанров и поджанров фильмов. Проблема достаточно полной классификации фильмов и разделения их по жанрам является достаточно тёмной и вызывает много споров среди современных киноведов. И уже сегодня это жанровое многообразие продолжает увеличиваться.

Конечно, вначале следовало бы выделить наиболее крупные классы среди всего многообразия фильмов. В первую очередь, наверно, нужно было бы отделить друг от друга такие различные между собой разновидности, как документальное, научное, и, конечно, художественное(или, как его ещё называют, игровое) кино.

Документальное кино, как правило, основано на съёмках подлинных, реальных фактов и явлений. Документальное кино очень разноообразно, оно выполняло и продолжает выполнять самые разнообразные функции. Одна из основных задач документального кино - информирование зрителей о тех вещах, которые они сами не могут увидеть. До появления телевидения киножурналы, содержащие сюжеты о происходящих в мире событиях, в определённой мере заменяли современные выпуски новостей. Часто в документальное кино включаются кинохроника, кадры тех или иных происходивших в прошлом событий, освещение которых производят создатели фильма. Документальное кино играло и продолжает играть также и пропагандистскую роль (иногда агитационное киновыделяют в качестве самостоятельного жанра).

Научное кино также подразделяется на более мелкие жанры, такие, как учебное кино, научно-популярное кинои др.

Многообразие жанров художественного (игрового) кино настолько велико, что о каждом них следует рассказать отдельно.

Боевик - один из наиболее популярных киножанров. Имеет множество подвидов - таких, как гангстерский фильм, фильм с боевыми искусствами, шпионский боевик и т. д.

Под боевиком (фильмы данного жанра также имеют название "экшен" - от англ. action - "действие") понимается фильм, где основное внимание уделяется постановке зрелищных сцен, с большим числом трюков, спецэффектов и т. п., а сюжет построен на противостоянии главного героя (героев) заранее определённым противникам.

"Классический" боевик характеризуется следующими признаками:

1) С самого начала фильма есть "хорошие" и "плохие" герои, причём кто "хороший", а кто "плохой", видно сразу. В результате какой-то несложной завязки сюжета в самом начале фильма "хорошие" вынуждены вступать в противостояние с "плохими".

2) Фильм обычно не обладает сложным сюжетом. Основное внимание зрителя должны привлекать зрелищные сцены, снятые с большим числом трюков и спецэффектов.

3) Зло побеждается с помощью насилия. Типичные элементы в боевике - перестрелки, драки, погони и т. п. Во многих голливудских фильмах режиссёры откровенно издеваются над реализмом - герой выживает в самых невероятных ситуациях, сам не получая ни царапины, но при этом укладывая врагов пачками. В замечательном американском фильме "Последний киногерой" ("Последний герой боевика") с Арнольдом Шварцнегером в главной роли эти и другие отличия типичного американского боевика от реальности прекрасно показаны и там они сами становятся основой сюжета (герой попадает из "заэкранной" реальности, где всё по-другому, в настоящую, и обнаруживает вопиющие различия).

4) Неизменный "хэппи-энд" - "хороший" герой всегда побеждает злодеев (в значительной части случаев попутно спасая мир).

Вестерн - фильм, сюжет которого восходит к временам освоения Дикого Запада (запада современных США, вторая половина 19 в.). В чём-то вестерн схож с другими жанрами - боевиком, приключениями и т. п., но имеет отличительные черты, из-за которых его трудно спутать с чем-то другим. Основные мотивы вестерна - необходимость противостояния главного героя (героев) злу в условиях общества, где торжество закона ещё не утверждено, а главную роль в установлении порядка играют личные качества, приверженность определённому кодексу чести и т. п. Основной персонаж вестерна, как правило - это ковбой, имеющий лошадь, характерную шляпу и револьвер, который он мастерски умеет выхватывать и метко стрелять, что является непременным условием для победы над всякими злодеями на своеобразной дуэли. Очень часто в вестерне также присутствуют индейцы.

Вестерн как жанр появился в США очень рано, на самой заре кинематографа (дух эпохи был ещё очень свеж). Помимо развития вестерна в самих США, фильмы в жанре вестерна позже стали сниматься и в других странах, таких, как Италия, Германия, и даже СССР (т. н. "истерн"). В чём-то схожи с вестернами и советские фильмы на мотивы гражданской войны ("Неуловимые мстители" и т. п.). Начиная с 80-х годов прошлого века, вестерны несколько утратили свою популярность.

Военный фильм. Фильм, основной сюжет которого - реконструкция событий происходившей войны. Некоторые пытаются разделить военные фильмы на несколько поджанров - например, от тяготеющих к реконструкции масштабных исторических эпизодов, сражений и т. п. до фильмов, ориентированных на изображение судеб отдельных героев. Но, так или иначе, главным в военном фильме является изображение реалий, реконструкция атмосферы войны, которые так отличны от ситуации мирной жизни.

Подавляющее большинство военных фильмов - это фильмы о войнах 20 века (фильмы о событиях более далёкого прошлого получаются, скорее, историческими). Кино о близких во временном плане событиях получается реалистичным, переплетающимся с настоящей действительностью, в то время, как кино о старых войнах - это всего лишь рассказ о давно минувших днях. Реалистичность, напоминание о том, что всё это было недавно - существенное отличие военного фильма от исторического.

Военных фильмов снималось немало во всех странах (особенно, что понятно, в тех, которые сами участвовали в войнах). Значительное количество из них посвящено второй мировой войне (среди отечественных фильмов о войне фильмы о Великой Отечественной войне - это львиная доля, и они до сих пор продолжают сниматься). Также сюда можно отнести фильмы о первой мировой войне и фильмы о разнообразных локальных военных конфликтах (Вьетнам, Афганистан и т . п.).

Исторический фильм. Фильм, основная задача которого - реконструкция реально происходивших исторических событий. Основная особенность исторических фильмов - сюжет для них не нужно специально придумывать, однако, та или иная интерпретация событий, расстановка акцентов в изображении исторических личностей нередко оказывается подверженной политической конъюнкутре и делает исторические фильмы объектами жарких споров и пререканий. Достоверность изображения событий, выразительность характеров исторических персонажей, способность создать атмосферу, хорошо отражающую эпоху - одни из наиболее решающих критериев в оценке успешности и качества исторического фильма.

Исторических фильмов в разных странах снималось довольно много, и они имеют свою группу ценителей. В то же время снять хороший исторический фильм значительно сложнее, чем кассовый боевик, для этого требуется высокий уровень и режиссёрского мастерства, и тех, кто отвечает за разработку сценария, подготовку декораций, создание костюмов, да и требования к актёрам, играющим известных персонажей, значительно выше. Как правило, для исторического фильма требуется приличный бюджет.

От исторических фильмов следует отличать фильмы иных жанров в историческом антураже (например, "Россия молодая" - исторический фильм, а "Гардемарины" или "Три мушкетёра" - типичные приключения).

Мюзикл - фильм, в котором основную роль играют музыка, пение и танцы, при этом они объединены общим, не слишком сложным, в значительном числе случаев, с комедийными элементами, сюжетом. Мюзиклы перекочевали в кино из театра в США, в 1920-е, с зарождением эпохи звукового кино. Свой расцвет этот киножанр переживал в США в 30-е и 40-е годы. Классика жанра этого периода - снятая Голливудом "Серенада Солнечной долины" (1941), завоевавшая бешеную популярность не только в США, но и в СССР.

Мюзиклы снимались не только в США, но и в других странах, например, Франции, Великобритании, СССР. Советские музыкальные фильмы, в какой-то мере подражающие американскому мюзиклу, начали появляться ещё в 30-е ("Весёлые ребята", "Волга-Волга" и т. п.), и получили своё развитие после войны. Немало подобных фильмов было снято в СССР в 70-е годы. Однако после эпохи 1970-х годов мюзикл как жанр кино потерял свою популярность.

Драма. В Древней Греции основными театральными жанрами были комедия и трагедия, а драма имела смысл лишь объединяющего их понятия. Позже в Европе стали рассматривать драму не только как любую театральную постановку, но и как отдельный жанр, в дополнение комедии и трагедии. Драма стала как бы промежуточным между трагедией и комедией, нейтральным, жанром. Из трёх театральных жанров комедия и драма (как жанр) в результате перекочевали в кино, а трагические по своему сюжету фильмы попали в киножанр драмы.