Смекни!
smekni.com

Историческая справка жанра натюрморт (стр. 4 из 4)

Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и, соответственно, найти способы обучить этим приемам.

Подводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд живописца очень сложен и интересен. Все начиная от наблюдения натуры и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в произведении живописи, требует знание многих законов, умения их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и сопричастности переживаниям художника и восхищения окружающей действительностью.


Глава 3. Описание техники выбранной для написания постановки

3.1 История пастели

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками ХVI века, в том числе и Леонардо да Винчи.

XVIII век - расцвет пастели. Пастель становится самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, Грёз, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была итальянская художница Розальба Каррьера. Затем классицизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий.

Во второй половине XIX века пастель переживает некоторое возрождение в творчестве Менцеля, Мане, Ренуара, Одилона Редона и особенно Эдгара Дега, который открывает в пастели совершенно новые возможности - сильную линию, звучность краски и богатство фактуры.

Творческие поиски художников XX века нашли отражение в развитии пастели — в усложнении структурного состава, в сближении рисунка и живописи, привнесении новых технических приемов. В технику пастели включаются уголь, гуашь, темпера, акварель, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие ее невиданной прежде энергией.

3.2. Техника рисования пастелью

Слово пастель (pastello) происходит от итальянского pasta — тесто или паста. Пастелью называют художественные материалы для рисования. Пастелью также называют технику, в которой работают художники, и художественные произведения, рисованные пастельными карандашами. Пастель выпускается в виде цветных мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастельные мелки спрессованны из тонко размолотой смеси, в которую входили три ингредиента: красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующее (в большинстве случаев — гуммиарабик).

Пастель имеет более тысячи шестисот оттенков. Пастель применяется и в графике и в живописи. Пастель часто называют живописным рисунком. Она действительно прошла долгий путь от рисунка тремя цветами до полноценной живописной техники, популярной в эпоху барокко и столь любимой импрессионистами. Сегодня в распоряжении пастелистов сотни цветов и оттенков, позволяющих создавать удивительно проникновенные произведения в различных жанрах.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая.

Масляная пастель производится из смесей пигмента с льняным маслом путем прессовки. По своему составу больше напоминает восковые мелки, чем мягкую пастель. Мелки должны быть мягкими и давать насыщенный цвет. В лучших марках масляной пастели содержится больше пигмента; они более упругие и эластичные по сравнению с восковыми мелками. Одной из лучших масляных пастелей являются мелки фирмы «Панда».

Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло.

Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Будучи материалом на основе воска, масляная пастель не подвержена изменениям в процессе высыхания, чем отличаются масляные краски. Масляная пастель считается учебным материалом, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных.

Природа масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые неповторимы в других техниках рисунка. Масляная пастель даёт глубокий, насыщенный цвет и красивую фактуру. Она хороша для создания декоративных картин.

Масляная пастель не предназначна для нежных переливок и растушевок. Не рекомендуюется пользоваться масляной пастелью, если необходимо добиться светостойких и долговечных характеристик. Масляную пастель часто используют в работе для последующей репродукции или в качестве вспомогательного материала для компьютерной графики.

Преимущества и недостатки пастели

Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим. Недостаток пастели: она очень чувствительна к мелким повреждениям, легко стирается, осыпается и т. п. Пастель плохо удерживается на поверхности, поэтому она требует специальной шероховатой основы. Палочками пастели работают на особых сортах бумаги, таких как «торшон», наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте.

Преимущества пастели - в большой свободе радикальных изменений: она позволяет снимать и перекрывать целые слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу.

Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками (из бузинной сердцевины), кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами.

Пастель обладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. В этой технике можно писать любые картины, написанные любом жанре – от пейзажей до портретов.

При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток - она слабо сцепляется с основанием и легко осыпается, поэтому выполненную картину часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели - в рамке под стеклом. В этом случае пастельная живопись может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому "Шоколадница" - знаменитая картина пастелью из Дрезденской галереи. Картина, поражает зрителей свежестью и чистотой красок, кажется, что она закончена совсем недавно, хотя создана она в ХVIII веке.

Если картина, написанная пастелью пока не оформлена в раму под стеклом, то хранить её надо, положив между листами бумаги (это предотвратит осыпание пастели с листа).

Глава 4. Ход работы над натюрмортом

4.1. Ход работы

Важным в работе над произведением является выбор формата. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат ис­пользуют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикаль­ный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая - придает некоторую фрагментарность.При этом необходимо найти решение соразмерное картинной плоскости, попытаться уравновесить и придать стройный ритм композиции.После того как мной было найдено композиционное решение постановки и сделан подготовительный легкий рисунок, я приступила, непосредственно, к письму натюрморта. Для написания данного натюрморта, мной была выбрана пастель, так как она мягкая и дает насыщенный цвет. Для работы с пастелью я использовала тоновую бумагу серого цвета. Затем я начала рисовать пастелью. Сперва был нанесен первый слой. После точного определение с гармоничным сочетание цветов, началось более точное прорисовывание предметов.

После завершения, работа была оформлена в рамку белого цвета.

Заключение

Натюрморт - это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность - вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться. Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины. Курсовая работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться с приемами и техникой ведущих живописцев современности.

Во время выполнения данной курсовой, я приобрела навыки рисования пастелью, познакомилась с картинами великих художников прошлого. Эти знания являются необходимы для моей будущей профессии. Я считаю, что мне удалость выполнить поставленный перед мной задачи.

Список используемой литературы

1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.

2. Всеобщая история искусств - М.; 1972.

3. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.

4. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.

5. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;

6. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.

7.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.

8. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве концаXIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991.

9. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;

10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом – Просвещение, 1982.

11.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.


[1] Кузнецов Ю.И. Западно-европейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966

[2]Перрюшо А. Сезанн. - М., 1996

3 Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Сов. художник, 1989.

4 Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIXначала XXв. - М.: Искусство, 1970.

8Филонович И.Н. Натюрморт. - М.: Просвещение, 1975.

10Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещей в живописи XVII- XXвв. - М.: Сов. художник, 1989.

11Виппер Б.Ф. Проблема натюрморта. - Казань, 1992.

14Борев Ю.Б. Эстетика, 1997. - Т. 1. - С. 523.

15Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

16 Наливина Т.М. Практическое цветоведение: Метод, указания. - МГПИ им. Ленина, 1985.

17 Беда Г.В. Живопись. - М: Просвещение, 1986.

18Яшухин А.П. Живопись. - М: Просвещение, 1985.