Смекни!
smekni.com

Искусство эпохи модерна (стр. 3 из 5)

Разумеется, в идеале внешнюю фасадную разнородность материалов архитекторы стремятся «поддержать» и внутренним строением дома. Для модерна остается характерным целостный подход к оформлению отдельных помещений, когда внутренняя архитектура воплощается в свободной композиции пространства, необычных сочетаниях объемов и внутренней динамике.

На пути к «элегантному стилю»

Сегодняшний владелец загородной недвижимости, располагающий средствами и обладающий художественным вкусом, скорее всего, захочет создать жилище, отличное от прочих частных домов. Добровольный отказ от несколько надоевших аскетичного минимализма или холодного хай-тека при этом вовсе не означает пренебрежения к новейшим достижениям техники и использованию отделочных материалов последнего поколения. Как и сто лет назад, нынешний дом в стиле модерн – это высокие технологии, обеспечивающие комфорт, тепло и уют, и яркий, запоминающийся стиль обстановки – дорогой, однако не изобилующей помпезностью золота или лепнины, не официозной, а скорее камерной. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. И сегодня архитекторы, работающие в стилистике модерна, продолжают начатый некогда поиск новых решений – планировочных, композиционных, отделочных и оформительских.

Интерьеру в стиле модерн присуща щедрая живописность, рисованные элементы, пластичность форм мебели, особые способы декорирования, наличие знаковых деталей и фрагментов. Все это вместе отсылает к историческому стилю, одним из лозунгов которого стал когда-то девиз: «Назад, к природе». Подобный прием активно эксплуатируется и сегодняшними дизайнерами. Легко узнаваемые черты модерна – это плавные, перетекающие друг в друга линии, повторяющие совершенство природных растительных форм. В отличие, скажем, от того же классицизма с его детальной строгостью и стройностью, здесь все как раз наоборот: легкая недосказанность, асимметрия и изгиб, сложный рисунок – элементы, способствующие ассоциативному восприятию форм и силуэтов. Подобные сентенции можно отнести к разряду основных декоративных признаков стиля модерн. Однако не менее важно соблюсти и архитектурный аспект, который выражается не только в планировочном решении всего дома, но и в отдельных конструктивных элементах интерьера – оконных и дверных проемах, формах арок, функциональных потолочных балках, оформлении лестниц и т. д.

Изысканность убранства интерьера достигается за счет цвета и фактуры облицовок, благодаря художественной выразительности декоров, с помощью кованого чугуна, оконных и дверных витражей. Последние, как известно, занимают огромное место в формировании стилистики модерна, по своей значимости не уступая знаменитым готическим витражам. Сегодняшние художники и создатели витражей в стиле модерн также черпают вдохновение в природных элементах и линиях, с помощью различных техник и технологий передавая совершенство и красоту естественных форм. Как и классические образцы эпохи модерна, современный витраж чаще всего не абстрактен, а представляет собой вполне фигуративную живопись по стеклу.

Во многом выразительность стилистики модерна достигается и за счет облицовочных материалов. Например, керамической плитки, которая стала традиционным материалом для сегодняшних интерьеров всех стилей и направлений. Тем не менее в своем модерновом воплощении она обязательно сопровождается орнаментом – геометрическим (классическим греческим меандром) или флореальным (с характерными прорисовками в виде спиралей и завитков).

В оформлении стен находят применение как обои (в традиционном варианте – рисунок с вертикальной полосой), чаще виниловые, обладающие богатой фактурой, так и разные виды декоративных штукатурок. Иногда в интерьерах используется сочетание материалов, например верхняя часть стен может быть затянута шелком или покрашена краской, а нижняя – облицована панелями из дерева тех же пород, что и мебель. Дерево довольно часто можно встретить и в оформлении потолка.

Напольные покрытия сегодня представляют собой гораздо более богатую, чем сто лет назад, палитру. Однако эстетика во многом осталась прежней: деревянная доска, демонстрирующая естественную красоту природного материала, наборный паркет с характерными изогнутыми элементами в стиле модерн и, конечно, напольная плитка – живописная или, напротив, монохромная, искусно состаренная и передающая колорит эпохи.

В салонном ключе

Дом в стиле модерн следует воспринимать как единый организм, в котором каждая деталь – будь то планировка комнат, прикроватный столик, люстра на кухне или крючок для полотенца в ванной комнате – одинакова важна. Любая мелочь – если не авторская работа, то по крайней мере элемент, подобранный с огромным вниманием. К счастью, сегодня можно без труда найти светильники, имитирующие стилистику модерна, с плафонами, напоминающими формы раскрывающегося цветка, традиционно лилии. В убранстве гостиной обязательно должны быть столы и стулья с изогнутыми ножками; основной обивочный материал для мягкой мебели – атлас и шелк. Цвета – неяркие, приглушенные, лучше полутона. Особенно популярна светло-зеленая гамма и оттенки лилового. Характерны жемчужно-серые цвета, а также насыщенные золото и охра. В целом обстановка может напоминать атмосферу декадентского салона начала века, с приглушенным мерцанием серебра и перламутровым блеском.

Та же корпусная мебель, без которой, наверное, сложно обойтись в интерьере сегодня, может обладать яркими чертами стиля модерн. В ней обязательно должно найтись место своего рода художественным «излишествам»: матовому или цветному остеклению, зеркалам с фаской, изящной фурнитуре, перламутровой интарсии, вставкам из слоновой кости и т. д. При выборе мебельного гарнитура достаточно обратить внимание на предметы с преобладающей плавной линией, изогнутыми очертаниями и щедрой природной фактурой.

Прелесть создания обстановки в стиле модерн еще и в том, что от нее нас отделяет не столь уж большой временной интервал. Поэтому при желании интерьер можно оформить и оригинальными вещицами начала прошлого века.

Если уж не мебелью, то во всяком случае аксессуарами. Так, например, длинноногая бронзовая цапля под лестницей в гостиной или небольшая пепельница в форме ракушки, украшающая полочку у дивана, станут не менее красноречивыми символами, чем неправильной формы изогнутая арка, соединяющая гостиную и столовую, или рисунок на полу, напоминающий морскую волну. Добавить сюда пальму в кадке, деревянную трость с медным набалдашником, «случайно» забытую в углу, и сигару на ломберном столике, дымящуюся в круге света от лампы с тканым абажуром – и чем не модерн?!

Пристрастие этого, считавшегося некогда декадентским стиля ко всякого рода художественным аксессуарам и милым безделицам можно использовать себе во благо. Ведь, как известно, все в нашей жизни складывается из мелочей. А в случае с модерном – из красивых мелочей. Стоит вспомнить, что в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В этом смысле модерн полностью подтвердил поставленную им самим задачу – создание красивого стиля для красивой жизни.

Светлана РОССО

Источник: Журнал "Загородное обозрение"

17 мая 2005 года в Главном штабе состоялось открытие новой постоянной экспозиции "Искусство модерна". Это первая крупная выставка В России, посвященная искусству конца 19 - начала 20 века.

Постоянная экспозиция, посвященная модерну, на лучших образцах отечественного и западноевропейского производства иллюстрирует основные этапы сложения стиля, роль России в развитии общеевропейского модерна и связи русского искусства с основными тенденциями, наблюдавшимися в мире на рубеже эпох. Одна из самых значительных вещей раннего модерна в эрмитажной коллекции - шпалера Уильяма Морриса "Поклонение волхвов", созданная по акварельному эскизу Эдварда Берн-Джонса, и она сразу обозначила роль Морриса в формировании стиля модерн, демонстрируя и романтический характер творчества художника, и его любовь к Средневековью.

Идеи У. Морриса, признававшего равноправие прикладных и живописных шедевров, сплетались с тенденциями английского течения прерафаэлитов, с их возвышенными представлениями о назначении искусства.

Феномен популярности Эмиля Галле во многом заключался в зашифрованности его вещей, хотя его символизм был достаточно прост. Художник-прикладник пытался выразить свои мысли в "говорящем стекле" и "разговорной мебели", порой наивно и прямолинейно вводя в декор предмета строки из стихов и надписи. Не менее интересны и новые технологические решения в стекольном производстве предприятия Галле.

На выставке представлены работы француза Эмиля Галле. Эрмитажное собрание достаточно богато для того, чтобы проиллюстрировать все этапы и направления работы мастера, как в области стеклоделия, так и в мебельном деле. Превосходна коллекция ваз, начиная от ранних образцов с росписью эмалью, до шедевров из многослойного стекла, украшенных цветочным декором с изображением орхидей, ирисов, хризантем. Галле-мебельщик представлен уникальным столом "Флора Лотарингии" - подарком русскому царю Александру III от городов Лотарингии, поднесенным во время визита русской эскадры в Тулон. Набор столешницы, созданный по рисунку мастера, - своеобразный ботанический атлас провинции. Города и населенные пункты символизируют цветы и растения. На столе надпись- "Храните сердца, которые завоевали".