Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество Марка Порция Катона (стр. 4 из 5)

Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе»[13].

Катон писал, что управляющий поместьем должен следить за тем, чтобы рабы постоянно были заняты изнурительным трудом, тогда они будут здоровее и охотнее будут идти отдыхать после дневной работы. «Труд удерживает раба от воровства», рассуждает далее Катон, а потому и в праздники рабы должны быть заняты делом: ремонтировать дороги, чинить постройки, возделывать сады.

Каждый раб получал в поместье «задание» - работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба.

По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой – двое суток. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам.

Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия.

Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.

Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар). Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах. Виноградарство было более интенсивным типом агрикультуры.

Значительное внимание Катона к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее».

Катон первым в экономической мысли Древнего Рима осветил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Уже в самом начале трактата Катон предостерегает землевладельца от «большого оборудования». Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов.

Автор также включает в свой трактат юридические документы, связанные с функционированием рабовладельческой виллы. Сам он, как сообщают античные источники, много занимался юридическими вопросами и активно выступал в суде. Катон приводит в тексте трактата образцы договоров, в основном они касаются подряда, продажи продукции или сдачи пастбищ или стада в аренду. По сути дела перед нами формы контрактов между землевладельцем и подрядчиком, либо покупателем, в таких контрактах оговариваются все варианты и казусы, которые могут возникнуть при исполнении контракта (при сдаче в подряд строительства дома особо оговаривается случай попадания в усадьбу молнии). Возможно, форма контракта была известна читателям «Земледелия», и Катон дает лишь наставления хозяину, которые касаются специальных условий по данному подряду. Таким образом, Катон на основе достижений современной ему агрономической науки, собственных знаний, хозяйственных записей и юридических документов создал для своих читателей краткое пособие (инструкцию), которое охватывало все аспекты землевладения и земледелия – агрономические, хозяйственно-организационные, юридические, домоводческие.

«Начала»[14]

Уже в старости, около 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г. Не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название – Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н.э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов. Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines»— не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора её в собрании материалов. Написана она была Катоном в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г от основания Рима), а название свое, «Начала», получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот. Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его «Historicorum Romanorum reliquiae».

Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. IV книга описывала Пунические войны, книга V, вероятно, македонские войны, книга VI – войны с Антиохом III Великим и книга VII – войны в Испании.

Данный труд положил начало римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катонном сочинение стало первым историческим трудом на латинском языке и важнейшим источником римской и в целом с древнеиталийской историей. Оно было написано по материалам, которыми потом уже не пользовались римские историки.

В сочинении «Начала» наиболее полно отразилось своеобразие речи Катона. Как указал Гелий – «Все это, быть может, и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее – невозможно».

Свое название – «Начала», труд получил от того, что в нем две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. По крайней мере, так объясняет это название Корнелий Непот. Эти две книги, как и первая, говорившая о Риме царского периода, были самыми ценными для римских историков.

От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые изданы Герм.Петером в его работе «Historicorum Romanorum reliquiae».

Как следует из истории, речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» стали наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона, в то же время, по словам Цицерона, не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон».

На протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии, которая заключалась в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя.

Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, Катон не приводит в Началах ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян; исторические события Катон оценивал по-своему. С политической и общественной деятельностью связаны речи Катона; их было чрезвычайно много. Язык Катона был весьма разнообразен. В специальных сочинениях он не слишком отклонялся от бытовой латыни, но, все же, следы заведомой стилизации носят фрагменты Начал и речей,- их язык несколько архаизирован и возвышен, особенно в речах. Стилю Катона подражал Саллюстий. За исключением периода повышенного интереса к староримской литературе в правление Адриана, который ценил Катона выше, чем Цицерона, влияние его творчества на историю римской литературы очень незначительно. Из его наследия быстрее всего устарели речи, что вполне понятно, хотя предостережение Квинтилиана, чтобы юноши не читали Катона, наводит на мысль, что обаяние этих речей и тогда было немалым.

Культурное наследие. Заключение

В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.