Смекни!
smekni.com

Римские ордеры (стр. 3 из 3)

Это возвращение к прототипам объясняет формы полукоринфских, полу ионийских капителей Посейдонии и Коры. Коринфский ордер, прежде чем принять в руках греческих художников, отдавших свое искусство на службу Риму, окончательную форму римского коринфского ордера, возвращается к своему первоисточнику – к ионийским формам.

Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата (рисунок 223). Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это – ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.

Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза. Шипье считает, что этот антаблемент был переделан в римскую эпоху. Что касается антаблемента Башни ветров, то он является уже произведением эпохи упадка.

Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.

В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.

III. ЛИТЕРАТУРА

· Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. / / Виньола. М.: Архитектура-С, 2005.

· И. Б. Михайловский Теория классических архитектурных форм. / / И. Б. Михайловский М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

· Популярная история архитектуры / / Авторы-сост. К.А.Ляхова, Г.В.Дятлева, О.В.Лапшова, Е.В.Доброва, Ю.В.Рычкова – М.: Вече, 2001. – 528 с. (32с.)

· П.П. Гнедич Всемирная история искусств. / / П.П. Гнедич– М.: Современник, 1996. – 494 с.