Смекни!
smekni.com

Особенности художественно-спортивных представлений (стр. 3 из 4)

7 сентября 1947 года на стадионе «Динамо» был проведён праздник, посвящённый 800-летию Москвы. Это был первый синтетический праздник – в нём кроме сильнейших спортсменов и больших групп гимнастов участвовали мастера искусств, профессиональные и самодеятельные коллективы.

Вокальные номера транслировались по радио, на специальных щитах, уложенных на зелёное поле стадиона, выступали танцоры.

В последующие годы такой вид массового зрелища стал довольно распространённым.

Последний парад физкультурников прошёл в мае 1954 года. После смерти Сталина - большого друга физкультурников - они тихо сошли на нет.

С 1956 один раз в 4 года в Москве проводятся спартакиады народов СССР, по количеству видов спорта и числу участников превосходящие Олимпийские игры.

Крупнейшим в Советском Союзе и небывалым по масштабам и массовости в мировой истории спорта соревнованием была I Спартакиада народов СССР. Она проводилась в августе 1956 г. В соревнованиях по 22 видам спорта участвовало 9200 спортсменов. Они представляли все союзные республики, а также два крупнейших советских города - Москву и Ленинград. Открылась эта спартакиада на лучшем в Советском Союзе стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках.

В массовых стартах 6-й Спартакиады народов СССР в 1975 участвовало 54 млн. человек, в финальных соревнованиях - 7,1 тыс. спортсменов из всех союзных республик.

В СССР к 1976 состоялось 44 чемпионата мира, 26 чемпионатов Европы, 5 соревнований на кубки Европы, Международные дружеские спортивные игры молодёжи (1957), Универсиада (1973), Всемирный конгресс спортивной науки (1974).

Физическая культура и спорт стали в СССР самостоятельной, сферой культурного строительства.

3. Специфические особенности художественно-спортивных представлений.

Главной особенностью художественно-спортивных представлений на стадионе является синтез искусства и спорта. Художественно-спортивное представление на стадионе - это форма театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки - стадион. Стадионное пространство трехмерно, обзор здесь 3/4 или круговой, трибуны расположены амфитеатром, масштаб сценической площадки равен масштабу поля стадиона.

Основными героями спортивно-художественного представления на стадионе являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены - непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и искусства, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, которому посвящено представление.

Главное в специфике спортивно-художественного представления на стадионе - его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением массовых гимнастических упражнений, построений и перестроений. Что бы масса участников воспринималась как единое целое, нужна синхронность, согласованность в движениях и чёткий рисунок. Только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить спортивно-художественного представления на стадионе по принципу концерта, т.е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями.

Основной структурной единицей спортивно-художественного представления на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: I) начало (экспозиция) 2) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация), 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов спортивно-художественного представления на стадионе. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название "фонирующей группы". Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы - укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с другим в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. Фонирующая группа была впервые введена в массовое спортивно- художественное представление в 1979г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный режиссёр Б. Н. Петров).

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как и смысловой. В практике постановки спортивно-художественного представления на стадионе сложились два вида монтажа: открытый и
закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в которых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия - на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в другой. Задача художника спортивно-художественного представления на стадионе состоит в том, чтобы с первого до последнего выступления, провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии и в костюмах, и в декорациях. Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике.

Неотразимое впечатление производит художественный фон - специфическое средство режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч человек и больше) на одной из трибун стадиона, на котором создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе "Динамо".

Но самое главное – создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).

4. Специфика работы спортивного режиссёра

Подготовка массовых художественно-спортивных представлений требует высококвалифицированной работы специалиста - спортивного режиссера. Физкультурный праздник - это комплекс разнообразных спортивных, культурных и художественно-тематических мероприятий. Для художественного воплощения замысла этих представлений режиссеры используют не только разнообразные виды спорта, но и элементы искусства, новейшие достижения техники.

Основу структуры спортивного праздника составляют три элемента: заказчик – кто диктует условия; сам праздник, который проводят те, кто создает, воплощает идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры) и зритель – воспринимающая сторона.

Подготовка к спортивному празднику начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организационный, этап проведения, заключительный этап. На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности специалистами, ответственными за эти виды работ. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный – от месяца до полугода, этап проведения – 1-7 дней, заключительный этап – от недели до месяца.

Массовые спортивно-художественные праздники требуют высокой ответственности и самостоятельности в деятельности каждого участника данного мероприятия. Но при этом основная ответственность ложится именно на режиссера, решающего творческие, организационные, административно-хозяйственные и финансовые вопросы.

Основными задачами в деятельности спортивного режиссера является создание и проведение спортивно-художественного представления. Для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать: творческим началом, креативными способностями, чтобы создавать «идею» праздника, сделать его зрелищным; организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно провести праздник; осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы «продать» праздник заказчику, просчитать экономический эффект мероприятия.

Режиссер является не только постановщиком представления, но организатором и «продавцом» своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей.