Смекни!
smekni.com

Культура в годы Великой Отечественной войны (стр. 2 из 2)

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

Именно в эту грозную пору с обновленной силой звучит в произведениях многих писателей тема Родины, России. Этими чертами отмечена военная лирика поэтов разных поколений, эстетических школ, жизненного и творческого опыта, которых объединяло сознание огромного значения происходящего. Героический русский характер полнокровно раскрылся в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», рассказе А. Толстого «Русский характер», главах из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», повести К. Симонова «Дни и ночи».

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный. Киноискусству открываются новые пласты жизни, новые грани народного характера. Хотя достижения кинематографа военных лет были неравноценны, его общий вклад в дело победы трудно переоценить. Кино черпало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно фильмы военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.