регистрация / вход

Российская культура XVII - XVIII вв.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества Военная реформа Реформы в экономике Реформы финансов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества

4

1.1

Военная реформа

4

1.2

Реформы в экономике

5

1.3

Реформы финансов

5

1.4

Реформы церкви и ликвидация патриашерства

6

1.5

Реформы в области образования и культуры

6

2

Влияние западноевропейских веяний на русскую моду и культурно-бытовой уклад

7

3

Искусство XVIII века в России. Основные художественные стили эпохи

9

4

Наука и образование

12

Заключение

14

Список используемых источников

15

ВВЕДЕНИЕ

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

1 ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ И МЫШЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Уже два с половиной столетия спорят историки о значении петровских реформ. На формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы. Преобразования Петра были подчинены не интересам отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.

1.1 ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, основываясь на рекрутской повинности. Существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства. Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Для управления вооруженными силами взамен приказов образованы Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия, также введена должность главнокомандующего (на военное время). Установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения. Преображенский и Семеновский полки служили для подготовки офицерский кадров. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Организация вооруженных сил, вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском и Книге-уставе морском.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, стали одним из факторов, определивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

1.2 РЕФОРМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Они охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло торговлю и финансовую политику. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Но и здесь были попытки реформы. Вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, разводились новые породы скота. Совершенствовались предметы труда крестьян. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма - поощрение развития внутренней торговли промышленности. Поощрение полезных и нужных для государства видов производства сочеталось с запрещением и ограничением выпуска ненужных товаров.

1.3 РЕФОРМА ФИНАНСОВ

Финансовая политика характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной подати, заменившей подворное обложение.

Наряду с укрепления центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний, во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненной территории. Каждая губерния делилась на провинцию, а они делились на уезды. Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников.

1.4 РЕФОРМА ЦЕРКВИ И ЛИКВИДАЦИЯ ПАТРИАШЕРСТВА

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, устранявшая автономию церкви и полностью подчинявшая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью создана специальная Духовная коллегия, преобразованного потом в Святейший правительствующий Синод. В его подчинении находились только церковные дела и функции духовного суда. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Это означало подчинение церкви государству.

1.5 РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигация и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера - первый отечественный естественноисторический музей.

С 1 января 1700 г. в России выло введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

2 ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ВЕЯНИЙ НА РУССКУЮ МОДУ И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЙ УКЛАД

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Главным содержанием реформ в области культуры, было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают культурные западноевропейские традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом доя овладения морскими науками.

3 ИССКУСТВО XVIII ВЕКА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ЭПОХИ

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу.

Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре –I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. — 1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие.

России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н. Никитин (ок. 1680 – 1742). И. Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый.

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. Творчество Ф. С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры.

Как и в архитектуре, в литературе XVIII – начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русский классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями классицизма были А. Д. Кантемир (1708 – 1744), В. К. Тредиаковский (1703 – 1769), А. П. Сумароков (1717 – 1777), Д. И. Фонвизин (1744 – 1792), Г. Р. Державин (1743 – 1816).

В 40-е годы XVIII в. А. П. Сумарков, заимствуя, и творчески преобразуя приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д. И. Фонвизин в своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества.

4 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Светские учебные заведения стали создаваться в России во второй половине XVII века. Так, в 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики получали жалование и находились в полном подчинении приказа. А в 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. Численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

В 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл вАрхангельскеначальнуюшколу для местных детей. Петр I обрадовался такому начинанию и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму.

Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восемнадцатый век в области культуры и быта России век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Драч Г.В., Королев В.К, Сорокин В.И., Чичина С.А., Шкуратов В.А., Штомпель О.М. История мировой культуры. – М.: Издательство Феникс, 2005. 485с.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 288с.

3. Розин В.М Культурология: Учебник. – М.: ИНФА-М, ФОРУМ, 2005. 344с.

4. Силичев Д.А. Культурология: Учебник. – М.: Приор – издат., 2004. 387с.

5. Трофимов Р.П. История русской культурологи: Учебное пособия для высшей школы. – М.: Академический Проект: Трикста, 2003. 608с.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий