Смекни!
smekni.com

по Культорологии 2 (стр. 3 из 4)

Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и общему подъему культуры.

Ученые - богословы мало наблюдали природу. Источником знаний для них был прежде всего авторитет: они искали готовые ответы в Библии, сочинениях «отцов церкви» и других религиозных книгах. Сопротивление авторитету церкви решительно выразил в п.п. XII Петр Абеляр. Он доказывал, что знание выше «слепой веры». По его мнению, христианское учение, изложенное в книгах, должно было подкреплено доводами разума. «Истинно только то, что доказано разумом», - утверждал Абеляр.

Вершиной богословия считаются взгляды ученого XIII века Фомы Аквинского. Этот благочестивый монах отличался колоссальной работоспособностью. За свою не столь уж долгую жизнь Фома написал много книг. Самая известная из них – «Сумма богословия», в ней Фома защищает и обосновывает христианское учение ссылками на Библию и другие бесспорные авторитеты, он излагает представления церкви о торговле, ростовщичестве, морали, устройстве мира и прочем. После смерти Фоме было присвоено почетное звание «ангельский доктор», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.

Успехи в хозяйстве приводили к зарождению новых знаний. В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что – либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото.

Накапливала полезные знания и медицина. Больницы сначала создавали епископы и монастыри, а позже – и городские советы.

В университетах появились отдельные ученые, пытавшиеся вырваться из окон средневековой науки. В их числе был англичанин Роджер Бэкон. Он доказывал, что для познания истины авторитет и разум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания. Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучать природу и поставить ее на службу людям. Он критиковал нравы духовенства. Некоторые из его сочинений были осуждены церковью.

ЛИТЕРАТУРА.

В XII веке стали создаваться литературные произведения в городах. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни. Их героями чаще всего был ловкий, хитрый горожанин или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.

Развитие литературы имело место и в средневековой деревне. Представление крестьян о жизни отразились в устном народном творчестве: песнях, сказках, поговорках, балладах. Песня сопровождала и труд, и развлечения крестьян. Среди немногих образованных крестьян появились писатели, сочинявшие произведения о крестьянской жизни. Показанные в них крестьяне понимают, что своим трудом они кормят всех людей, и гордятся этим. В одной немецкой балладе в ответ на похвальбу рыцаря знатного рода крестьянин отвечает: «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой знаменитый род». Были и свои поэты в эпоху средневековья. К ним относится великий Данте Алигьери, учился в городской школе, считал свое образование недостаточным, всю жизнь изучал философию, астрономию , античную литературу. В изгнании Данте написал великую поэму, которую назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Восхищенные потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Используя богатства народного языка, Данте выразил мысли о судьбе родины: он сожалел о ее политической слабости и мечтал об объединении Италии.

Знаменитая «Песнь о Роланде» дошла до нас в рукописи середины XII в. Найдена она была случайно в библиотеке университета в Оксфорде и впервые опубликована в Париже в 1837 году. С этого времени началось ее триумфальное шествие по странам мира. Ее издают и переиздают в переводах и оригинале, изучают в университетах. Пишут о ней статьи и книги. Многие исторические события, большего масштаба и большей исторической важности, чем описанное в «Песне о Роланде», остались за пределами памяти народной, забылись, затерялись в ходе времен, между тем как факты не столь уж значительные, если рассматривать их «с космических» высот, неожиданно ярко многопланово высвечиваются, и свет их преодолевает века, а иногда и тысячелетия.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА и ЖИВОПИСЬ.

В XI веке в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла храмы, чтобы они могли вмещать возросшие массы местных жителей и паломников. Строители того времени, обычно монахи вместе с нанятыми ремесленниками, многое восприняли от архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения XI – XII веков называют романскими (от лат. слова «Рома» – Рим).

Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.

Становление культуры средних веков является неотъемлемой частью историко – культурного процесса.

Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи после ее раздела в 395 г. Решающую роль в этом процессе сыграли варварские нашествия V века. На территории Западной Римской империи угасали города, возникали варварские королевства, в которых местное население смешивалось с пришельцами.

Вторжение германцев, ставших впоследствии истинными хозяевами Западной Европы, привело также и к формированию нового художественного мышления. Так в слиянии традиций варварского и римского миров искусство Западной Европы постепенно обретало свой облик. Важную роль в этом процессе играло христианство, вытеснившее прежние языческие культы и давшее новые формы и содержание художественным произведениям. В преддверии своего расцвета Европа представляла собой мрачное зрелище. Следствием феодальной раздробленности и междоусобных войн были голод и нищета, эпидемии и нашествия извне, которые вызывали естественный страх населения. Как в зеркале, это отразилось в архитектуре – ведущем виде средневекового искусства. Церкви и монастыри с мощными стенами выглядят как неприступные крепости. Повсеместно возникали феодальные замки. На первых порах это примитивные сооружения, состоявшие из земляных валов и деревянных стен. Начиная с x века во Франции они уже строятся из камня. Посередине плаца – прямоугольная или круглая башня – донжон, обнесенная крепостной стеной. Вокруг стены – ров, наполненный водой, через него на цепях переброшен мост, который в случае опасности поднимается с помощью ворота и становится надежной защитой для единственного входа в замок. В каждом замке отряд воинов несет сторожевую вахту на башне замка или за воротами. Рыцари одеты в доспехи – кольчуги и шлемы. В такой же одежде они предстают перед нами на знаменитом ковре из Байе, вышитом, по преданию, королевой Матильдой , женой Вильгельма Завоевателя в XI веке.

Главное оружие рыцаря и символ его достоинства – меч. В средневековом мире о мечах складывались легенды, их наделяли личными прозвищами. Мечи имеют различную форму: большие – двуручные, длиной более метра, и поменьше – меч в полторы руки, мечи с узким лезвием – кончары. Владение мечом – большое искусство. В работе с ним левая рука должна была свободно заменять правую , и не только из – за ранений, которые рыцарь мог получить в бою. Знаменитые винтовые лестницы замков были устроены так, что защищавшие замок, находясь на них, держали меч правой рукой, а нападавшие должны были в совершенстве владеть левой. Но не только рыцари – воины жили за неприступными стенами. Воинами во Христе называли тогда и монахов, живших в монастырях. В этот период христианская церковь играла важную роль в политической и экономической жизни Европы. Монастыри, построенные в уединенных местах, мало чем отличались, от средневековых замков. Они также были обнесены неприступными стенами, за которыми находилась церковь, монашеские кельи, хозяйственные пристройки. Монастырь был средоточием культуры. Всемирно известны монастырские библиотеки, хранившие знания прошлого. Здесь писались исторические хроники, создавались памятники прикладного искусства.

Соборы, построенные в это время в Европе, как и прежде, имели форму базилик, зданий, некогда возводившихся в Риме. Заметив это сходство, ученые XIX века назвали стиль, господствовавший в X – XII веках, романским, т.е. римским. План романской базилики имел форму латинского креста. Она строилась не из кирпича, а из камня. Тяжелые каменные блоки держались друг на друге за счет собственного веса, без связующего раствора. Стены таких соборов необычайно массивны, поэтому романские соборы кажутся приземистыми и тяжеловесными даже в том случае, когда высота центрального нефа достаточно велика. Наиболее типичными постройками в романском стиле были церкви, монастыри и замки. Характерными особенностями романского стиля были четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь. Романский храм представляет собой дом Бога, место для объединения верующих и совершения ритуалов. Ранние романские постройки украшались настенной живописью. Но в конце XI – XII вв. ведущим видом декора стали монументальные рельефы, в начале плоские, а затем все более выпуклые, но сохраняющие органичную связь со стеной, вырастающие из нее. Главными темами романского изобразительного искусства стало изображение божественного могущества, картин «Страшного суда», устрашающих верующих.

Главное, что определяло лицо Европы XII – XV вв., - это развитие и рост городов – коммун и новой городской культуры. Сформировавшись во Франции, готическая культура получила развитие и в других европейских странах. И каждая из них вносила в этот стиль что – то свое, новое. Если французский собор рос ввысь, то английский разрастался вширь. Немцы были мастерами однобашенных соборов. Итальянцы увлекались стрельчатыми арками, в изобилии покрывавшими фасады зданий. Динамикой насыщена не только архитектура, но и скульптура, окружающая готический храм со всех сторон.