Смекни!
smekni.com

О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов (стр. 1 из 9)

ТЕМА 1 « О ВЗАИМОСВЯЗИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ГИМНАСТОВ»

В теории и практике спорта принято считать, что дви­гательные качества — это база, на которой строится техническое мастерство спортсменов.

Проявление двигательных качеств у гимнастов зави­сит от структуры упражнения и от техники выполнения (наилучшего соотношения двигательных действий).

В тех случаях, когда близкие по форме и количественным характеристикам упражнения выполняются неточно по времени, вместо одного гимнастического элемента может получиться другой. Например, на брусьях, оборот под жердями в упор и оборот под жердями в стоику на руках: воспринимаются как упражнения, почт одинако­вые. Но это «почти» и определяет, в конечном счете, ка­кой из элементов выполнит гимнаст. Стоит ему произне­сти решающие действия (даже одинаковые по скоростно-силовым показателям) лишь на 0,045 с позднее — и вместо оборота в стойку получится оборот в упор.

Таких примеров можно привести бесчисленное множество, и все они будут свидетельствовать о теснейшей за­висимости техники исполнения от структуры упражнения.

Техника же есть ни что иное, как система двигательных действий, осуществляемых посредством проявления определенных двигательных качеств. А сами двигательные качества по своей природе (а не только по формам и результатам проявления) весьма специфичны.

Процесс развития любого двигательного качества представляет собой сложную систему функциональной перестройки, связанной с изменением анатомического строения мышц, системы их кровоснабжения и питания, установлением специфических регуляторных отношений мышц и внутренних органов с центральной нервной си­стемой. Последнее особенно важно, поскольку педагоги­чески направленный процесс развития двигательного качества должен привести к созданию такой межмышечной координации, которая обязана стать неотъемлемой составной и базовой частью двигательного навыка; к вы­работке умения проявлять качество, Можно каким-либо искусственным путем (например, электрическим раздражением) вызвать очень большого напряжение мышц, но это вовсе не значит, что гимнаст затем сможет воспроиз­вести его. В нормальных условиях тренировки это умение формируется одновременно и неразрывно со всеми фак­торами, обеспечивающими качество. Тем не менее, его нужно выделить чтобы яснее представить себе взаимосвязь качества и навыка.

Развитие двигательного качества выливается в созда­ние потенциальных возможностей для выполнения двигательного действия определенного характера (например, способность развивать максимальное усилие в кратчай­шее время).

Затем, если привести потенциальные возможности в соответствие с определенной двигательной задачей (на­пример, проявить усилие в 40 кг, сгибая руку от 180° до 120° за 0,5 с), возникает умение. Оно относится к области реализации потенциальных возможностей и характеризу­ет способность развертывать эти возможности и управ­лять ими на основе тонких дифференцировок скоростей и амплитуд суставных движений и развиваемых усилий.

Двигательные умения могут быть лишь частью двигательного навыка. Например, умение в модельных условиях выполнять с заданными параметрами движения в тазобедренных суставах и (отдельно) в плечевых.

Таким образом, в интересующем нас узком аспекте двигательный навык – это упорядоченная система проявления двигательных качеств.

В гимнастике главная задача – овладение точностными движениями на отдельных снарядах. И всякая силовая подготовка – лишь основа для специального технического совершенствования. Поэтому приобретенное в процессе силовой тренировки умение (или даже навык) выполнять определенное скоростно-силовое движение должно быть использовано для формирования «гимнастического навыка» - навыка выполнять конкретное упражнение на снаряде.

В силу специфики двигательной деятельности в гимнастике, диапазон условий (временных, силовых), в которых сохраняется возможность правильного выполнения движений, значительно меньше, чем в других видах спорта. Практически малейшее отклонение в условиях или времени их проявления – и выполнение элемента обречено на неудачу.

Кроме того, и это очень важно, становление техники гимнастического упражнения, от первого «неудачного» до последнего «лучшего», следует рассматривать как формирование двигательного навыка. Оно происходит в соответствии с определенными закономерностями. Поэтому всякое изменение элементов стабилизировавшейся техники есть ни что иное, как вмешательство в систему динамического стереотипа, который, как известно, обладает высокой степенью косности. Это приводит к нарушению двигательного навыка, к ухудшению техники.

Таким образом, мы видим очень большую сложность взаимоотношений качеств и навыков гимнастов, определяемую спецификой избранного ими вида спорта, и поэтому должны признать, что закономерности и нюансы этой взаимосвязи при организации процесса двигательной подготовки учитывать необходимо.

Чтобы обеспечить взаимосвязь двигательных качеств и навыков гимнастов, при создании базы для технического совершенствования нужно исходить из необходимости их структурного, координационного сходства. Только на основе этого можно осуществить такую взаимосвязь физической и технической подготовки, которая отражает специфику двигательной деятельности гимнастов и нужна для успешного совершенствования.

Так вот, чтобы не гадать, что избрать для изучения на том или ином этапе тренировки, каким путем нужно идти к высотам спортивного совершенства, нужно с самого начала правильно организовать процесс тренировки (в широком понимании его): каждый последующий этап должен являться непосредственным продолжением предыдущего в плане сопряженной физической и технической подготовки, чтобы между ними была теснейшая преемственность и взаимосвязь.

Как известно, техника выполнения упражнений заключается в рациональном распределении, согласовании действий различными частями тела. Техника выполнения элементов даже одной структурной группы имеет специфические особенности, но основа координации действий все же общая. Хлестообразные движения на брусьях, кольцах и перекладине – различны. Но на этих снарядах независимо от того, в каком положении – висе или упоре – они выполняются, хлестообразные движения состоят из: ускорения маха по ходу движения и последующей резкой остановки его, торможения. Само хлестообразное движение выполняется ногами и туловищем, но всегда в условиях опоры о снаряд. Значит следует иметь в виду содержание и характер работы рук во время хлеста и после него. Тем более, что хлестообразное движение лишь создает условия для выполнения основного движения – гимнастического элемента.

Таким образом, типичные соединения движений в суставах – это модели координации мышечных действий, составляющих технику выполнения гимнастических упражнений.

Владея основами техники движений, гимнаст может овладевать (и овладеть) любым гимнастическим элементом, известным или совершенно новым, рожденным фантазией. Затем перейти к овладению соединениями и, наконец, целыми комбинациями. Однако процесс спортивного совершенствования неразрывно связан с необходимостью адекватных функциональных изменений в работе отдельных органов и систем организма гимнаста. Функциональное развитие и совершенствование подчинены естественно-биологическим закономерностям, вмешательство в которые не может быть бесконечным. Поэтому, несмотря на то что физические (в частности, гимнастические) упражнения являются мощным стимулятором развития человека, они должны соответствовать по своему содержанию и направленности конкретному уровню развития психо - физических качеств.

Как было сказано выше, техническое совершенствование возможно лишь при условии физической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых структурами упражнений на снарядах. В связи с этим нельзя не затронуть и особенностей взаимосвязи в целом физической и технической подготовки гимнастов.

Взаимосвязь эта опосредована скоростно-силовыми качествами. На любом этапе тренировки именно они определяют успешность технического совершенствования. Сами скоростно-силовые качества подвержены прогрессивному изменению под воздействием техники упражнений. Однако это «обратное» воздействие ограничивается лишь тем уровнем, который определяют скоростно-силовые параметры выполняемых гимнастических упражнений. Поэтому в большей мере упражнения на снарядах оказывают влияние на совершенствование двигательных качеств за счет улучшения межмышечной координации. Для гимнаста-разрядника этого явно недостаточно, поскольку упражнения на видах многоборья должны выполняться не на пределе, а с запасом силовых возможностей, так, чтобы во время формирования двигательных навыков оптимизация уровня проявления качества происходила при потенциальных возможностях более высоких, чем требуют определенные гимнастические упражнения. Кроме того, для овладения более сложными элементами структурной группы часто требуется и более высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, как базы новых двигательных навыков. Таким образом, уровень развития скоростно – силовых качеств должен связывать упражнения различной сложности и в целом соответствовать максимальным требованиям структурной группы. Поэтому развитие скоростно – силовых качеств всегда должно быть выше того, которое необходимо для технического совершенствования на каком –то одном этапе. Это тем более важно, что для выполнения целых комбинаций требуется специфическая выносливость, которую правомерно рассматривать как комплексное проявление высшей степени развития силовых качеств.

Такова в кратком изложении теория вопроса, определив свое отношение к которой, можно перейти к рассмотрению задач начальной подготовки в гимнастике.