Смекни!
smekni.com

Культура древневосточных цивилизаций (стр. 3 из 4)

Культура Древнего Китая.

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тыс. до н.э. до III в. н. э. Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии) , с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

Сами китайцы называют свою стану по – разному: то Чжун Го («Срединное царство»), то Чжун Хуа («Срединная цветущая»), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III- II тыс. до н.э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множестве родственных племен. По мере того, как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров.

9

Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами. Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего Мира они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.

Живя в изоляции от других ранних очагов мировой культуры, древнейшие жители Среднекитайской равнины - а появились они там по крайней мере за шесть тысячелетий до н.э. – создали оригинальную цивилизацию со своим типом взаимоотношений человека и природы, прочным и цельным укладом жизни, устойчивыми культурными традициями. Эти люди были прежде всего

земледельцами, выращивали чумизу, просо, пшеницу, позднее – рис. Они очень рано научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и изготовлять из нее прочные и теплые шелковые ткани. Уже в начале II тыс. до н. э. в Китае открыли секрет изготовления бронзы, а во времена Конфуция (середина I тыс. до н. э.) бронзовые изделия проникли в быт даже простых людей.

Появление более прочного металла – железа – круто переменило жизнь древнекитайского общества и его культуру. В долине Желтой реки появились сотни городов, обнесенных высокими глинобитными стенами, порой они насчитывали по десятку тысяч и более жителей. Большие мастерские и целые кварталы, заселенные ремесленниками, находки древних монет свидетельствуют о высокоразвитой городской жизни, о превращении ремесла и торговли в заметную общественную силу.

В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан (Инь) – из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма их орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепахах, птиц. Затем в композициях появилась луна, звезды, вода, что было связано с накоплением все большего числа значений об окружающем мире.

Яркая и своеобразная культура Древнего Китая оказала немалое влияние на мировую культуру. В частности китайцы внесли неоценимый вклад в развитие научного знания.

Еще в глубокой древности в Китае зародилась математика. За несколько столетий до н. э. китайские ученые написали труды о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. им были известны свойства прямоугольного треугольника.

10

Накопленные за столетия математические знания были суммированы в созданном в I в. до н.э. тракте «Математика в девяти главах». Китайские ученые впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел, они знали арифметическую прогрессию, умели решать задачи на проценты.

Активно развивалась медицина. Одним из самых крупных достижений китайских врачей считают изобретение наркотиков, применявшихся ими в лечебной практике уже в I тысячелетие н.э. Кроме того, с этого же времени они широко применяли такие методы, как иглоукалывание и прижигание. В I в.н.э. китайцы составили каталог медицинских книг, в которые были собраны рецепты лечения самых разных болезней.

Другой областью, в которой древнекитайские ученые достигли больших высот, была астрономия. Во II в. Благодаря работе выдающихся китайских астрономов были составлены карты звездного неба и небесный глобус.

В глазах древних обитателей Средиземной страны очевидным доказательством их культурного превосходства над всеми прочими племенами были письменность, календарь, своеобразие образа жизни (ритуал). Еще в начале II тыс. до н.э. древние китайцы изобрели собственный календарь, который не имел себе равных во всей Восточной Азии. Это был в своей основе лунный календарь, т. е. начало каждого месяца совпадало в нем с новолунием, но он учитывал и движение солнца, которое определяет смену времен года и, следовательно, годовой цикл земледельческих работ.

В итоге этот календарь сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Так, он стал убедительной иллюстрацией фундаментальной идеи китайской цивилизации- идеи взаимного соответствия, органического единства трех сил, трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.

Вместе с календарем в Китае появилось другое оригинальное изобретение - иероглифическая письменность. С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки шириной около 1 см и длиной от 20 до 40 см. Группа из 20-30 таких частей составляла книгу. В середине I тыс. до н. э. довольно широкое применение в качестве материала для письма получил шелк. Прямоугольный кусок шелка расчерчивался вертикальными линиями, имитирующими края деревянных планок. Бумага появилась в Китае во II век. до н. э..

Древние китайцы населяли единую равнину – целостный географический район, и это способствовало их тесному общению между собой. У них сложился единый хозяйственный уклад, а тот, в свою очередь, предопределил общность самых разных сторон их быта, начиная с облика их жилищ и кончая ритмом праздников.

Условия жизни китайцев были настолько постоянны, что многие старинные обычаи благополучно дожили до нашего времени.

11

А в ту далекую эпоху древние китайцы, стремясь отличить себя от «варваров», придавали особое значение манере одеваться и причесываться: житель Срединной страны должен был носить халат «не такой длинный, чтобы он касался земли, и не такой короткий, чтобы были видны ноги», а главное - обязательно запахнутый направо. Другим признаком цивилизованности стал обычай собирать волосы в пучок и закалывать их шпилькой. Ходить с распущенными волосами и без шапки, сидеть, вытянув ноги, а за едой не пользоваться палочками считалось среди них дикостью.

В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились учения, ставшие впоследствии философско – религиозными системами: даосизм, монизм и конфуцианство. Впоследствии в Китай из Индии пришел буддизм, также сыгравший немалую роль в истории Китая.

Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской транскрипции – Конфуций, 551-479 до н.э.)Учение Конфуция многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. Для него главным вопросом является отношение людей друг к другу и к прошлому. Именно в прошлом Конфуций усматривает то состояние общества и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми. Вступив с критикой своего века и высоко оценив века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления составил идеал совершенного человека, или «благородного мужа». Главными его качествами являются гуманность, человечность, которая понимается как должное исполнение своих обязанностей на основе порядка; и чувство долга – моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя. Образ благородного мужа, созданный Конфуцием, сыграл очень важную роль в китайской культуре, став обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому стало делом чести и социального престижа.

Одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни, а также и способ жизни – даосизм. Основателем этого учения, ставшего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы, полулегендарная личность, старший современник Конфуция. Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения – даосизм (Дао можно перевести как «путь»). Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни.

12

Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности, систему физических и дыхательных упражнений.