Смекни!
smekni.com

Формирование самостоятельности старших дошкольников (стр. 4 из 9)

Проявление детьми творческих способностей

в изображении природы

Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфичным средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиций, индивидуальных особенностей образов, действий способствует отражению этих качеств и в детских пейзажных рисунках [11;12].

Влияние выразительной стороны поэтического образа на детский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетическое качества изображения.

Если на творческое воображение четырехлетнего ребенка наиболее сильно влияет совпадение живого наблюдения природы и восприятия поэтического ее описания, а наблюдательность и творчество дошкольника пяти лет обостряет уже лишь сходный с поэтическим образом пейзаж, то опыт детей седьмого года позволяет им представлять зримый образ только на основе его поэтического описания без подкрепления наблюдениями. Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становится возможным благодаря развитию определенных представлений.

Дети могут создавать творческие рисунки и только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс у детей протекает по – разному. Например, четырех – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опыта непосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определена поэтическим произведением. По мере повышения уровня восприятия художественного описания природы дошкольник начинает изображать картину уже согласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать его описанию. Дети шести – семи лет стараются в рисунках по поэтическому произведению как можно точнее передать его содержание. Определенный запас поэтических образных представлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя его образами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь между образами в рисунках не нарушается.

Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств, вызванных поэзией. Вначале они слитные, нерасчлененные, и рисунки передают лишь общее впечатление от стихотворения. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения. В результате этого в рисунках на темы пейзажной лирики старшие дошкольники осознанно пытаются передать эти эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения [11;13].

В детских однотемных рисунках наблюдаются некоторые индивидуальные различия, связанные с особенностями восприятия и изобразительных умений детей. Это выбор разного содержания рисунка в рисовании на тему одного стихотворения, использование различных средств выразительности (композиция, цвет, техника выполнения рисунка, детализация, пропорции) при рисовании одного и того же пейзажного образа и т.д.

Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.

Одно и то же произведение вызывает у ребят разные эмоции, чем также обуславливается различное содержание рисунков и степень выразительности образа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии у детей выше, чем изобразительные уме6ния, способствующие их передаче в рисунке. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети четырех-пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие и т.д. Разные оттенки зеленого цвета в окраске хвои, веток, разное строение и окраска ствола, индивидуализация в деталях часто встречаются в изображениях этого дерева у детей шести – семи лет [11;14].

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение поэтических строк.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по – разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.

Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоской земли, двух – трех фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине [11;15].

Передача пространства в рисунке – наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости.

Итак, охарактеризовав особенности использования дошкольником различных средств выразительности рисунка, можно сделать вывод, что даже семилетний ребенок, как правило, еще не передает объемность формы, глубину пространства, сложные ракурсы, светотени. Но он по – своему стремится передать соотношение частей предмета, выдвинуть на первый план существенное, прорисовывая детали, соблюдая ритм, симметрию, используя нужный цвет.

Иногда ребята могут дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года. Е.А. Флерина в свое время дала определение этому процессу: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства».

4. Задачи обучения детей пейзажному рисованию

в разных возрастных группах

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, есть раздел «Художественно – эстетическое воспитание». В этом разделе есть подраздел: знакомство с искусством.

Вторая младшая группа:

1. Развивать интерес к выделению красоты сезонных изменений в природе.

Средняя группа:

1. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

2. Учить детей узнавать и называть предметы и явления природы.

Старшая группа:

1. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинках художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах).

2. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Подготовительная к школе группа:

1. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

2. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В.Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван – царевич на Сером волке») и др.

В разделе «Художественно – эстетическое воспитание», есть подраздел изобразительная деятельность и в него входит рисование.

Вторая младшая группа:

1. Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы.

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы.

3. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т.п.).

4. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

5. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…»).

6. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета ( елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.) [19;79].