Смекни!
smekni.com

Профессиональные требования к педагогу-руководителю хореографическим коллективом (стр. 3 из 4)

общительность — способность быстро вступать в контакт; ори­ентироваться в ситуациях общения и реагировать на действия парт­неров по общению;

распределенность внимания — способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколь­кими видами деятельности (сообщать материал, получать обрат­ную связь о том, как воспринимают его студенты, держать в поле зрения каждого из них и т.д.);

эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональной со­причастности и пониманию, возникающая y педагога как резуль­тат осознания тех чувств и переживаний другого человека, кото­рые он в подобной ситуации испътывал сам (вывод по аналогии), или на основе его способности c помощью воображения и интуи­ции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. эм­патия часто возникает в результате эмоциональной идентифика­ции — способности педагога ощущать чувства и переживания

другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников;

перцептивные способности помогают воспринимать и опреде­лять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям. Перцептивные способности педаго­га во многом связаны c развитой педагогической наблюдательностью и зоркостью, умением улавливать неосознаваемые другим человеком мгновенные реакции и «читать» их;

экспрессивные способности проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционально­го состояния. Воздействуя на студентов словом, жестами, мими­кой, преподаватель должен уметь выразить c помощью речи и других невербальных средств свое отношение к тому, o чем он говорит.

Организаторские способности обеспечивают эффективную орга­низацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, уп­равление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности тесно связаны со всеми другими способностями, прежде всего коммуникативными, и проявляются в:

организаторском чутье педагога — способности учитывать пси­хологические особенности студента, группы при построении пе­дагогического взаимодействия, видеть организаторские возмож­ности других людей;

способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельно­сти, увлекать ее перспективами;

способности «заражать» и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала препода­вателя, его увлеченности своей деятельностью;

склонности, готовности к организаторской деятельности, зависящей от внутренней активности личности, в основе которой лежат ее нейродинамические и психофизиологические особенности (свойства темперамента), a такоке приобретенные в процессе личностного раз­вития качества: инициативность, самостоятельность, уверенность в себе. Педагогам, склонным к исполнительской деятельности, необ­ходимо развивать в себе данные качества и свойства.

Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в лич­ности учителя, образуют единый ансамбль способностей, вот по­чему развитие каждой из них зависит от развития всех других.

Педагогическая культура.

Освоение нормативных требований профессии и формирова­ние высокого уровня педагогического мастерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и педаго­гической культуре общества, становления на этой основе своей собственной общей и профессиональной культуры . Понятие «куль­тура» всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствова­нием человека, достижением им высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности (культура — культиви­рование, вспахивание), a также c приобщением к системе высших ценностей (Культура — культ, поклонение, любовь). «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — про­шлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаи­мопорождения этих культур», — пишет B. Библер. И у него же: «Культура — это все целостное бытие человека, понятое... как феномен самоустремленности, т. е. в своем духовном острие». По мнению A. Белого, «культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, a осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания, она есть рассказ o росте нашего "я", она индивидуальна и уни­версальна одновременно... культура всегда есть культура какого-то "я"». То есть культура — это то, что существует одновременно и вне человека, и в нем самом. Невозможно определить самое поня­тие перечнем элементов, его составляющих: «наука», «искусст­во», «религия», «образование» и т. д. Культура есть целостность,органичное соединение многих сторон человеческой деятельности, поэтому так условно разделение культуры на общественную и индивидуальную. Культура любой эпохи, нации есть квинтэс­сенция сущности человека данной эпохи, свойственного ему об­раза жизни и самосознания. И в этом смысле она всегда уникальна и индивидуальна. Точкой отсчета в характеристике любойкультуры, ее сущности является миропонимание, самосознание тех, кто ее создает. Таким образом, мы все и каждый в отдельно­сти — создатели культуры своего времени и ее носители. Одновре­менно каждый из нас — «потенциально-целостная, способная бес­конечно развивать себя, культура».

Основой становления профессиональной культуры педагога выс­тупает его общая культура, которая проявляется в:

· разносторонности, широком кругозоре, эрудиции;

· высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетиче­ских и нравственных потребностей в общении c искусством, людь­ми, природой;

· культуре мышления, эмоциональной культуре личности, куль­туре труда, общения, правовой и экологической культуре и т. д.

Одним из основных общекультурных свойств человека является его универсальность. «Если человек, овладевающий той или иной профессией, замыкается в своем узко профессиональном мире, — пишет Ю. П. Азаров, — то, во-первых, он теряется как личность, a, во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный диапа­зон, так как специaльные качества основываются на всеобщих законах творчества и питаются не только в своей области, но и в смежных областях, порой и прямо противоположных видах деятельности».

Вместе c тем общая культура далеко не сводится к универсаль­ности, разносторонности личности. Для характеристики подлин­но культурного человека чаще пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность».

Духовность — сложное образование, качественная характерис­тика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения c окружающим ми­ром. Она определяется не только образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, но прежде всего пред­полагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысле­ние мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованиюсебя, преобразованию пространства собственного внутреннегомира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональ­ный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способ­ности к высоким дyxовным состояниями установлению тонких дyxовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отно­шение к человеку, забота o его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» (лат. spiriиs) — дуновение, тон­чайший воздух, дыхание. Отмечая, что «духовная культура» и «ду­ховность» не синонимичные понятия, E. И. Артамонова утверж­дает, что духовная культура личности проявляет ее духовность, a духовность выступает целью развития индивидуальной духовной культуры учителя.

Интеллигентность как характерная черта культурного челове­ка не сводится к получению высшего образования и интеллекту­альной профессии. Вот какую характеристику интеллигента дает выдающийся ученый в области истории русской и мировой куль­туры Д. С. Лихачев: «Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведе­ния искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к кyльтурным ценностям, эстетическое чyтье, сможет отличить настоящее произведение ис­кусства от грубой "штуковины", если он сможет восхититься кра­сотой природы, понять характер и индивидуальность другого че­ловека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, a оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигент­ный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в спосо6ности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении неза­метно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу; даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокругсебя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями(это тоже мусор, и еще какой!)». О6разцом духовного, интелли­гентного человека стал для многих поколений соотечественни­ков и cam Д. C. Лихачев. Он справедливо считал основой интеллигентности и духовности, важнейшей чертой культурногочеловека его способность ставить перед собой надличностные цели и жизненные задачи, сочетать альтруизм, стремление принести как можно больше пользы окружающим людям, обществу в це­лом c увлеченностью своей профессией, своим делом при выбо­ре жизненного пути. «Любовь к своей стране и своему народу — это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему ос­вящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач».