Смекни!
smekni.com

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования (стр. 3 из 8)

Работа строится в трёх направлениях.

Первое направление. Знакомство с определённым видом народно-прикладного искусства. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы предмета и узора с его назначением.

Формирование у детей потребности в прекрасном.

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), различать два-три вида народных игрушек (дымковская, филимоновская, тверская глиняная игрушка, матрёшка, богородская игрушка) по некоторым признакам.

Знакомить с новыми видами игрушки (каргопольская, абашевская и др.), с растительными узорами (городец, хохлома, жостово, гжель и др.), учить видеть разнообразие материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличие друг от друга, красоту геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

Знакомить с русским народным костюмом, рассказывать о значении узора, его особенностях, принципах оформления женских и мужских костюмов, головных уборов, росписи ткани, типичных сочетаниях элементов.

Второе направление. Обучение декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

Учить украшать изображения предметов, используя следующие элементы: полосы, мазки, круги, точки, кольца; выбирать цвет бумаги (фон) и элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их.

Учить составлять узоры на основе некоторых видов народной игрушки (тверская, филимоновская, дымковская), выделяя геометрические элементы росписи: круг, кольцо, точки, овалы (мазки), линии (прямые, широкие, тонкие), чёрточки, характерные цвета определённого вида, их сочетания (цвет фона, элементов). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике (рисунок как на ткани), чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розетте, выделяя кайму, середину, углы.

Закреплять знания, полученные в предыдущих группах. Учить украшать на бумаге декоративные ткани, платки, полотенца, ковры, как это делали народные мастера, выделять элементы узора (геометрические, растительные), образы птиц, коней, передавать колорит росписи, характерные композиции – симметричные, ассиметричные, украшать объёмные изделия (работы их папье-маше), раскрашивать бумажные тарелки, стаканчики, деревянные заготовки – «бельё» (посуду, доски, матрёшек и др.). Учить создавать узоры для русского костюма: тесьма, пояса, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье и т.д.

Третье направление. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

Задачи работы с детьми:

Выбирать элементы и их цвет.

Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию.

Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему). Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознано дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т.д. Чем старше дети, тем больше нужно давать творческих заданий с учётом интересов каждого ребёнка, событий, происходящих в детском саду, дома. Это может быть роспись декораций, обоев, домов, костюмов для героев сказки, рамок для портретов. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества (внимание обращается на яркость образов, необычность цветов, оригинальность композиций). [5]

Методы и приёмы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин, посещение «выставок народного искусства» и др.), что повышает интерес к занятиям;

- связь рассматривания с последующими занятиями по изобразительной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке;

- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых или сложных элементов после рассматривания; впоследствии лист для упражнений дети используют по желанию;

- показ изображения новых элементов;

- называние элементов узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности в решении задач по декоративной деятельности;

- использование художественного слова в создании образа в рисовании;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров).

- Разнообразные графические материалы.

1.3. Роль упражнений в развитии изобразительной грамотности на уроках декоративного рисования.

Произведения декоративно-прикладного искусства (от лат. decorare —украшать) обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т. д.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего школьного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни. Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл – добрую силу, олень – изобилие, удачный брак.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнём. Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Саккулиной, Р.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы школьных образовательных учреждений. Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в школьном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Учитель в каждом последующем классе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись). Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиции.

Художественные произведения народных мастеров, оформляв­ших быт, отражают своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредст­венно выражались мысли и чувства народа, особенности его бы­та, природы, среди которой жил и трудился народ. Поэтому про­изведения народных умельцев отличаются особенной непосредст­венностью и художественной цельностью.