Смекни!
smekni.com

Культура древнего Египта 21 (стр. 2 из 3)

Заимствование не разрушает принципы культуры.

В это же время отчасти возрождается объединяющий солярный культ (заупокойный храм Ментухотепа I). Продолжается и строительство пирамид (кирпичных), хотя и более скромных, чем пирамиды Древнего царства. Создается новый символ объединенного царства — Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III), занимавший 72 тыс. кв. м, в котором разместилось бесчисленное множество божеств со всей страны.
Социальное и идеологическое основания Древнего Египта оказались столь прочны, что вторгшиеся с северо-востока гиксосы не разрушили принципы сложившейся культуры. Новое царство стало эпохой расцвета Египта в качестве уже мировой державы, распространившей политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. Возврат к солярному культу уже на основе фиванской мифологии (Амон-Ра) обеспечивал единение Египта с другими странами. В храмах помещаются рельефы с изображениями посольств от четырех стран света, церемоний принятия дани, торжественных пиршеств, походов в иные земли. В анналах, одах и гимнах прославляются египетские боги как творцы и других стран. Через Нубию и Ливию египетская культура распространилась вглубь Африки, Азии. На территории Библа был построен храм в честь богини с обликом Хатор — Баалат Гебал; в Сирию и Финикию проникают черты египетской живописи, декора, бытовые предметы. Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Очевидно, это влияние действовало как стимул и привело к пышному расцвету культуры. В Фивах были возведены посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнак и Луксор. Смена архитектурных решений была рассчитана на смену декораций торжественных религиозных шествий. От Нила к фасаду храма вела дорога, обрамленная сфинксами или овнами, завершающаяся грандиозными статуями и обелисками (символами солнечных лучей). Входом служили каменные трапециевидные ворота — пилон. Прямой путь к сакральной части храма проходил через грандиозные колоннады двора и залов. Капители колонн воспроизводили гигантские цветы папируса и лотоса, различные комбинации колонн создавали неожиданные пространственные эффекты, производили впечатление бескрайнего фантастического леса, поражая в то же время нежными красками росписей и кружевом иероглифических надписей.

Раздвоение общественного сознания.

Искусство.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняли роль двойников умерших, служили местилищем душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй – мужчины изображали в возрасте 40-50 лет – в расцвете сил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его является сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворот плеч. Постоянной будет система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным расположением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были не подвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено.

Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие – один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

Наука.

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара (эта задача была решена во 2-м тыс. до н.э.), рассчитать объем пирамиды.

Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды – Сириуса. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во 2-м тыс. до н.э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они не видимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные, маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи 2-го тыс. до н.э. содержали также, подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр.

Ко 2-му тыс. до н.э. относятся и древнейшие, дошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования.

В 3-м тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со 2-го тыс. до н.э. – при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнением, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение – «дом жизни».

Заключение.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной.

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений.
Весь окружающий нас мир - это мир культуры. Орудия труда и средства транспорта, технические изобретения и научные открытия, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, методы образования и воспитания, здравоохранение, традиции и ритуалы, прозаики и обряды - все это проявления творческой инициативы и деятельности человека. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.