Первые речные цивилизации и особенности их культур

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский Государственный Гуманитарный Университет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Филиал в г.Домодедово

Кафедра гуманитарных и

социально – экономических дисциплин

Кутин Иван Викторович

Первые "речные" цивилизации и особенности их культур

Реферат по культурологии

Вариант №3

Студенческий билет № 027 – 023/ЭУ(5) – 09

Студент 1 курса о/о

Группа Э-11

Преподаватель:

к.и.н.,доцент

Шамраев В.С.

Домодедово 2010


Оглавление

Введение

I . Первые "речные" цивилизации и особенности их культур

1.Древний Египет…………………….. …………………….4

2. Месопотамия, Древняя Цивилизация…………..……...9

3. Древний Китай………………………………………..….11

4. Древнейшая Индия.Инд и Ганг………………………..16

Заключение

Список использованной литературы

Введение Человеческая история представляет не что иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очер­тания поверхности нашей планеты оказывали благо­творное или задерживающее влияние на развитие чело­вечества. Так, например, океаны, которые являются в наше время орудием международного единения и путем торговых и идейных сношений, некогда вселяли в чело­вечество только чувство ужаса и служили средством разъединения народов. Географическая среда не оказывает своего влияния в одинаковой степени всегда и постоянно. Ее влияние не происходит с фатальной необходимостью. Поражающий пример изменения физико-географической среды мы видим в Месопотамии - в древней области, где протекают реки Тигр и Евфрат. Некогда в этой благословенной долине культурные племена благодаря искусственному орошению и канализации достигли того, что земля давала урожаи много раз в год. Когда Месопотамия была завоевана арабами, для которых родной стихией была песчаная степь с редкой и тощей растительностью, Ме­сопотамия мало-помалу превратилась в пустыню: ара­бы постарались придать ей вид родной Аравии, они вырубали леса, не поддерживали запруды, оставляли без ремонта каналы, и постепенно пески покрыли пло­доносные земли.

С начала истории цивилизация Старого Света зародилась и развилась на берегах больших рек, между 20 и 40 градусами северной широты. Нил в своем нижнем течении, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы были колыбелью цивилизации и своими ежегодными разливами являлись учителями прибрежных жителей.


Древний Египет [1] Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н. э. — времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 30 г. до н. э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией. Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала поддержанию ирригационной сети, коллективному монументальному строительству, раннему развитию оригинальной системы письма, торговле с окружающими регионами, появлению регулярной армии для защиты от иностранных врагов и утверждения египетского господства. Принуждающей и организующей силой этой деятельности был хорошо развитый бюрократический аппарат из лучших писцов, религиозных лидеров и администраторов во главе с фараоном, являвшимся гарантом кооперации и единства египетского народа, в контексте сложной системы религиозных верований. В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

[2] Культура Древнего Египта

Повседневная жизнь Большинство древних египтян были фермерами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель. Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание, и обривали их наголо. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход. Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам. Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках. [3] Искусство Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом. На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости. Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира. Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории. [4] Архитектура Архитектура Древнего Египта известна нам по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия. Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина). [5] Религия В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

[6] Месопотамия, Древняя Цивилизация

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

Культура

Искусство транса пронизывало все стороны жизни народов Месопотамии. Наибольшее развитие культура транса получила у жрецов.

Памятники цивилизации Двуречья восходят к IY тысячелетию до н. э. Шумерийцы верили в богов, духов и загробный мир. Шумерские жрецы были обособленным сословием, проис- ходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков.

Люди жили в городах-государствах, окруженных сельской периферией. В центре города был храм-зинкурат, выстроенный в честь какого-либо бога-покровителя данной местности и данной политической структуры. Храм был духовным, политическим и экономическим центром города-государства, местожительством правителя и его аппарата из жрецов-чиновников. Чаще всего правитель был и первосвященником, т. е. высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми. В Месопотамии сменили друг друга несколько государственных образований: Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония.

Вавилонские жрецы были учеными и самыми образованными людьми своего времени. Служили жрецы и жрицы в основном при храмах, которые имели форму ступенчатых башен. Жрецы знали астрономию, земледелие, математику, магию, мантику, медицину, искусство заклинаний и заговоров, времяисчисление, метрологию, религию, мифологию и др. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления. Халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет 365 и 1/4 суток, умели предвычислять солнечные затмения. Судьбы народов и государств вычислялись по положению небесных светил. По звездам вычисляли перспективы войны и мира, урожая и неурожая, судьбы правителей и простых людей, дожди и наводнения, голод, болезни и т. д.

Транс был обязательной составной частью любого лечения. Прием лекарства осуществлялся только в трансе. Кроме лекарства жрец обязан был с помощью заклинаний изгнать виновника болезни - злого духа. Самыми опасными для здоровья считались семь духов бездны: Ашакку (порожал голову человека), Намтару (горло), Утукку (шею), Алу (грудь) и т. д. Для защиты от злых духов применялись амулеты.

Вавилонские жрецы широко использовали транс во вредо- носной и военной магии, например, изготовив изображение врага, жрец входил в транс и, четко визуализировав всю картину боя, представлял себе, как враг отступает и гибнет. Выйдя из транса, жрец брал изображение, разворачивал его лицом вниз и сжигал.

Жрецы-гадатели ("бару") толковали сны, гадали по полету птиц и по поведению животных (особенно собак), по масляным пятнам в воде, внутренностям животных (особенно печени), по грому и молнии, по ветру, по облакам, по песку и др.

Вавилонские жрецы, согласно легендам, унесли с собой сверхдревнюю тайную трансовую культуру, заимствованную ими от какой-то працивилизации, погибшей в Индийском океане двенадцать тысяч лет назад. Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (YI век до н. э.) и вошла позднее в каббалу - древнееврейскую трансовую культуру.

[7] Древнейший Китай

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. Они постепенно распространяются в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев оставалась почти неизменной.

Пересекая с севера на юг лессовое плато, лежащее на уровне 400—1500 м, река Хуанхэ поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бо-хайский залив. Русло Хуанхэ в его нижнем течении на протяжении последних тысячелетий неоднократно перемещалось; изменялась и конфигурация береговой линии Бохайского залива, непрерывно отступающего под воздействием речных наносов.

Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени. Климат этого региона последовательно изменялся от более высоких к более низким среднегодовым температурам при общем понижении уровня увлажненности. В IV II тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ водились слоны и носороги, тапиры и бамбуковые крысы, в поймах рек были обширные заросли бамбука. В эпиграфических памятниках второй половины II тысячелетия до н. э. мы находим сведения об обильных осадках — «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год.

Мягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием. Поэтому до I тысячелетия до н. з. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Не случайно в ранних памятниках письменности древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Повышение уровня воды в реках постоянно грозило губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели.

Существенные изменения произошли лишь с середины I тысячелетия до н. э., когда широкое распространение железных орудий позволило древним китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создавало условия для более равномерного размещения населения и освоения всей территории современного Северного Китая. Палео-антропологические находки, относящиеся к эпохам неолита и бронзы, свидетель-:твуют, что восточные монголоиды преобладали на этой территории.

В нашем распоряжении нет и, надо полагать, никогда не будет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао ( V IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность ( II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибет-цев с племенами южного происхождения. Другая, более западная группа протосино-тибетцев стала основой формирования чжо-уской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках.

[8] Культура Древнейшего Китая

Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.

Уникальна, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос "вычитывался" по форме и расположению образовавшихся трещин.

Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение "нож и кисть" стало метафорой для обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В своей работе "описание искусств и словестности" (являющейся частью его же "Истории династии Хань"), он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме так называемых "рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа.

Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.

Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...

После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды..

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире.

К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.

[9] Древнейшая Индия.Инд и Ганг

Индия — во многих отношениях загадочная и таинственная страна. Ее история одна из наиболее темных и неизвестных. Другие страны древности оставили потомству свои памятники, храмы или дворцы, но в Индии самые древние постройки и храмы не превосходят своей древностью эпоху III века до начала нашей эры; эту хронологическую дату можно с некоторой натяжкой отодвинуть еще на 150—200 лет, но не более.

Древние индусы не воздвигали ни храмов, ни надгробных памятников, они не строили ни пирамид, ни башен, не высекали на каменных скалах барельефов, способных возбудить удивление отдаленных потомков, индусы не вели даже летописей своей истории, и поэтому Древняя Индия живет для нас только в своих священных гимнах и в своих эпических поэмах.

На самом деле человечество обязано Индии первыми начатками поэтического и умственного развития, и тем не менее, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что история Индии совершенно неясна, неизвестна и, по всей вероятности, останется такой навсегда. Густой мрак скрывает от нас эпоху древнейших ведийских гимнов, отражающихся неясными, фантастическими тенями в великих эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата». Законы Ману, относимые различными учеными к эпохам IX или V веков до начала нашей эры, представляют как бы надгробный памятник цивилизации, ход и развитие которой нам совершенно неизвестны, но которая тем не менее сыграла в развитии человеческого рода важную роль, по своему значению превосходящую роль всех остальных речных цивилизаций. Ни Египет, ни Передняя Азия не оказались в силах, подобно Индии, создать такой социальный строй, который регулировался бы самостоятельным взаимодействием своих органов, основывался бы на своих собственных силах и мог бы существовать без постоянного вмешательства особой принудительной власти. В истории Египта и Халдеи нельзя даже заметить стремления к такому социальному строю, который создался в Индии; правда, этот строй был основан на таких принципах, которые мы признаем безумными и жестокими, но в области которых по крайней мере не было места произволу жреца или царя. Известно, что законы Ману даровали жрецам особенные, чудовищные привилегии, и тем не менее не только брахманы, но и сам Брахма не мог бы превратить шудру в вайшия или же, наоборот, перевести какого-либо человека из более привилегированной касты в касту более низкую, если только этот человек не пренебрегал исполнением обязанностей и формальностей, налагаемых на него фактом его принадлежности к касте. Неравенством каст Индия открывает историю права.

Когда македонское нашествие пробудило от векового оцепенения народы области Инда и Ганга, настал момент для великой революции, в развитии которой буддизм сыграл только роль первого двигателя; это обстоятельство сообщает буддийской религии непредвиденную и даже нежеланную для ее первых апостолов важность.

Некоторые специалисты по индийской культуре, особенно [10] Макс Мюллер, преувеличивают, утверждая, что древняя цивилизация индоарийцев носила исключительно религиозный характер. Действительно, большинство гимнов Ригведы составлено с целью восхваления божества, т.е. вообще всего, «что наиболее могущественно». Однако, бесспорно, существовали эпохи, когда пантеон ведийских поэтов не был населен воображаемыми существами больше, чем пантеон египтян, когда у них, кроме фараона, быка и барана, не было других богов. В течение очень долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни — богу домашнего очага и Соме — опьяняющему напитки. Индра — бог небесного огня и бури — появляется в их пантеоне значительно позднее.

По убеждению древних арийцев, поэт или жрец до некоторой степени имел власть даже над самими богами и был в состоянии увеличивать или уменьшать их мощь. Арийцы верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом», а следовательно, существуют лишь постольку, поскольку существует вдохновенное настроение их почитателя.

Цивилизация Древней Индии далеко не была созданием только одних арийцев, она была результатом коллективных усилий всех племен, обитавших в бассейнах Инда и Ганга. Вообще нет никаких оснований приписывать терминам «ария» и «даса», встречающимся в ведийских гимнах, то значение, которое эти термины имеют для современных этнографов и антропологов. То место «Махабхараты», где говорится, что каждая из каст Индии, носящих общее название варна (цвет, оттенок кожи), отличается особой окраской кожи — белой у брахманов, красной у кшатриев, желтой у вайшиев, черной у шудров, — совершенно достаточно для того, чтобы удостоверить, что различия между арийцами и дасиями не исчерпывались разницей в цвете кожи и в этнологических отличительных чертах. В Индии была, собственно, лишь одна вполне арийская, или белая, каста, именно кшатрии, т.е. воины, и тем не менее брахманы, кшатрии и вайшии — все назывались общим именем «ария» (благородные) и двиджас (дважды рожденные) xv .

Общие черты исторического и культурного движения, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой организации общества в брахманический период индийской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуществились последовательные фазы исторической эволюции Индии. Более древняя из этих фаз, именно отмеченная характером идиллической анархии, развилась в волшебно плодородных долинах Кашмира; вторая началась и протекала в области Мадья-деса (центральная часть Индо-Гангской долины), на обширной равнине, ограниченной с севера зачумленной местностью «тераи» xvi , а на востоке отделенной от бассейна Брахмапутры и Бенгальского залива нездоровой болотистой страной, где смерть пожинает обильную жатву xvii . На юге эта область соприкасается с Деканом, а на ней Раджпутаны XVIII , которая отделяет ее от Оманского моря.

Ареной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. Поэты, составители гимнов Ригведы, говорят только об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гимнов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область. В эпоху расцвета цивилизации на берегах Ганга в Индии окрепла кастовая организация.

Несмотря на крайне скудные памятники, оставленные первобытной индийской цивилизацией, несмотря на очевидное искажение памятников древней письменности позднейшими поколениями брахманов, все же мы имели возможность проследить распространение индийской цивилизации с верховьев Инда к устью, в ту страну, где Инд, пробившись через пески пустыни, теряется в огромной лагуне. По мере того как древние арийцы, основатели индийской цивилизации, удалялись из счастливой Верхней страны, в их душах ослаблялось доверие к своим силам. Радостное настроение, порожденное свободной жизнью под благодетельным небом, среди богатых пастбищ и плодородных полей, заменялось чувством страха перед засухами и боязнью недостатка воды. Глава рода или семейства, повинуясь собственным порывам вдохновения, еще, правда, призывает богов — распределителей благ, но религиозный культ все более и более отклоняется от божеств Агни и Сомы, мирных покровителей домашнего очага; на сцену выдвигаются новые божества — бог атмосферы Индра и повелитель ветров Рудра, который громовым голосом гоняет по небу облака, этих «небесных коров», и заставляет их орошать поля арийцев. В общественной жизни начинают играть заметную роль жрецы как обособленная жреческая каста.

Арийское общество, правда, искони разделялось на пять классов ( Pantcha manoucha ) — слуги, господа, воины, посвященные и князья. Но в эпоху составления Ригведы ни один из этих классов не господствовал над другими, не эксплуатировал и не подавлял других. Один из гимнов Ригведы говорит, что «в сражении Агни очень часто помогает и незнатному арийцу».

Инд иногда сравнивают с Нилом, так как и он орошает своими водами пустыню и оплодотворяет прилегающую к нему местность. Не без некоторого основания можно назвать и весь Пенджаб Египтом в миниатюре, окруженным четырьмя или пятью маленькими Месопотамиями. Раздробление его территории на разные физико-географические области препятствовало образованию в его границах единого политического целого и, наоборот, благоприятствовало созданию нескольких областных деспотий, управлявшихся отдельными деспотами, которые строили дороги, проводили каналы и т.п. Надо полагать, что в минуту общих бедствий эти отдельные государства должны были вступать друг с другом в союз, но история не сохранила об этом никаких воспоминаний; чаще всего эти деспотии враждовали друг с другом и стремились победить своих соперников; раджа, покоривший своих соседей, получал титул махараджи. Как кажется, первый из раджей, успевший объединить под своей властью все племена западной Арьяварты, был Магадха, основавший свою столицу Гастинапуру в бассейне Инда xxii .

Оба великих речных бассейна Арьяварты — бассейн Инда и бассейн Ганга, — не будучи разделены никакой естественной преградой вроде высокой горной цепи, обладали почти одинаковыми географическими условиями, а следовательно, и почти тождественными данными для решения основной проблемы своего существования — регулирования вод. В долине Ганга, между устьем Джамны и Бенаресом, в среднем выпадает несколько больше дождя, чем в долине Инда, но все же количество влаги и здесь недостаточно, чтобы обеспечить урожай хлебов. В урожайные годы плодородие почвы здесь не меньше, чем в долине Нила и в Месопотамии; благодаря этому восточная часть Арьяварты была с незапамятных времен населена наиболее густо, а следовательно, наиболее сильно страдала от засух и голодовок. Целая сеть заботливо поддерживаемых каналов является здесь настоятельно необходимой, для того чтобы полностью эксплуатировать в целях земледелия капризные течения Джамны и Ганга.

Некоторые исследователи ставят вопрос: не зародилась ли индийская цивилизация раньше в долине Ганга, чем в долине Инда. Но разрешить этот вопрос не представляется возможным за неимением данных. Мы можем лишь предполагать, что плодородные долины по Гангу и его притокам раньше увидели высшие фазы цивилизации; интересно отметить, что Пенджаб и доселе остается беден большими городами, тогда как в восточной Арьяварте таких городов сравнительно много.

Достигнув предела развития речного периода цивилизации, индусская нация, запертая в изолированной стране, примирилась со своей судьбой и безропотно покорилась; индусский народ замер в бездействии, в бесстрастном покое и в созерцательном экстазе; характерной чертой индусской жизни явилось факирство — это своеобразное явление, самопроизвольно выросшее на почве, оплодотворенной Гангом. Но суровый режим кастового строя господствует главным образом в восточной половине Арьяварты, тогда как на берегах Инда, в Раджпутане и Кашмире, еще и в наши дни слышатся замирающие отголоски ведийских традиций.


Заключение

Каждая из четырех великих культур древно­сти, как это свидетельствует изучение, является результатом гидрологических систем тех стран, которые служили им колыбелью, и, сообразно с этим, культурная история во всем Старом Свете представляет собою тяжкую задачу, заданную человеку физико-географическими особенностями страны.

Есть одна книга,автор которой является [11] Лев Ильич Мечников,и он своей книге доказывает, что с его точки зрения основной причиной зарождения и развития цивилизаций являются реки. Ведь все народы, которым было суждено стать «избранными» и раньше всех начать развивать культуру, обитали на берегах великих рек.

Приведенных в его книге фактов вполне достаточно, чтобы понять отсутствие синхронизма между цивилизациями древних народов. Если бы даже ученые сумели доказать, что четыре древние цивилизации не зародились самостоятельно и независимо друг от друга в тех странах, где они развились, если бы был даже установлен факт происхождения этих цивилизаций от одного обще­го корня, то и тогда период созревания и роста цивили­зации мог бы быть неодинаков для различных стран и ее последовательное развитие могло бы идти более или менее быстрым темпом соответственно физико-географическим условиям данной страны. Однако, это были наиболее развитые культуры и, в общем, они развивались хоть и не совсем в одно время, но приблизительно одинаковыми темпами и по почти одному сценарию.


Список использованной литературы

1 . Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. -М., 2005, 2-е изд.-2008

2. Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.

3. Масперо Г. Египет. — М., 1915.

4. Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

5. Древние цивилизации. — М., 1989.

6. К. В. Васильев. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

7. Ежегодник « Brahma Year-Book», который изд. Sophia Dobson (Л., с 1876)


С первых проблесков зари исторических времён эти реки наложили на жителей, населявших их берега, своего рода ярмо исторической необходимости: народы,обитавшие в бассейнах этих рек с самого начала своего существования были прочно привязаны к цивилизации и прогрессу.


[1] Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. — М., 2005, 2-е изд. — 2008.

[2] Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.

[3] Масперо Г. Египет. — М., 1915.

[4] Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. — М., 2005, 2-е изд. — 2008.

[5] Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

[6] Древние цивилизации. — М., 1989.

[7] К. В. Васильев. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

[8] Там же

[9] Ежегодник « Brahma Year-Book», который изд. Sophia Dobson (Л., с 1876)

[10] Фридрих Максимилиан Мюллер (нем. Max Müller; 6 декабря 1823(18231206), Дессау — 28 октября 1900, Оксфорд) — немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии.

[11] Лев Ильи́ч Ме́чников (фр. Léon Metchnikoff; 18 мая 1838, Санкт-Петербург — 18 июня 1888, Нёвшатель, Швейцария) — швейцарский географ, социолог, революционер-анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке, публицистические — на итальянском и русском.