Смекни!
smekni.com

Характеристика первобытной культуры и религиозных представлений (стр. 4 из 5)

Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель — постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих их единство.

Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд.

Обряд — совокупность условных, традиционных действий. Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности – племени, этноса, нации.

Третья традиционная форма преемственности культуры обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай — это правило или форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия.

Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями

Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал.

Традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Традиция — это не все наследие народа, но его некоторая часть— та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И, кроме того, традиция — это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры.

Церемониал - распорядок, установленный для какой-н. церемонии. Церемониал приема послов.

Церемониал — Официально установленный распорядок церемонии… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

Церемониал — Распорядок, установленный для какого-л. обряда, какой-л. церемонии. Мне поручено составить проект церемониала, то есть, как поедет адмирал в город, какая свита будет сопровождать его, какая встреча должна быть приготовлена и т. п. И.… (Малый академический словарь)

Этикет (от франц. etiquette - этикетка, карточка с правилами, впервые появившаяся при дворе Людовика 14) — этикет - (не писанные), общепринятые правила поведения в обществе.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях . Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. Этикет может значительно отличаться в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Но как бы ни рассматривалось понятие этикет впервые зародилось во Франции при дворе

7. Пережитки первобытности в мировоззрении и быте современных культур.

Порой мы замечаем как какой-либо обычай, навык или мнение достаточно распространены, что они продолжают переходить от поколения к поколению. Они оказываются настолько устойчивыми, что перемены и перевороты в человеческой истории позволяют оставаться с нами.

«В татарских степях 600 лет тому назад считалось преступлением наступать на порог и прикасаться к веревкам при входе в палатку. Это воззрение как будто сохранилось и теперь. За 18 столетий до нашего времени Овидий упоминает о народном предубеждении римлян против браков в мае, которое он не без основания объясняет тем, что на этот месяц приходились погребальные обряды.

Поверье, что супружества, заключенные в мае, бывают несчастливы, живет в Англии и до настоящего времени. Перед нами здесь поразительный пример того, как известная идея, смысл которой исчез уже много веков тому назад, продолжает существовать только потому, что она существовала»[23].

Устойчивость пережитков позволяет утверждать, что цивилизация народа, у которого обнаруживаются подобные пережитки, является продуктом какого-то более древнего состояния, в котором и следует искать объяснения ставших непонятными обычаев и воззрений. Азартные игры тесно связаны с искусством гадания, уже известным дикарям, и отлично показывают, как то, что принималось когда-то всерьез, может выродиться в шуточный пережиток. Для современного образованного человека бросить жребии или монету - значит рассчитывать на случай, т. е. на неизвестное. Решение вопроса предоставляется механическому процессу, который сам по себе не имеет ничего сверхъестественного или даже необыкновенного, но который так трудно проследить, что никто не может точно предсказать его результат. Однако мы знаем, что вовсе не таким было представление о случае, свойственное древности.

Карты до сих пор еще употребляются в Европе для гадания. Древние карты известные под названием таро, в них фигуры многочисленнее и сложнее, дают больший простор для разнообразия предсказаний.

По своему огромному отрицательному влиянию на человечество астрология, еще недавно остававшаяся важной ветвью философии, имеет право на самое высокое место среди тайных знаний. Она едва ли относится к очень низким уровням цивилизации, хотя одно из ее основных положений о душах, или одушевляющем разуме небесных тел, корнями своими уходит в недра дикарской жизни.

Древняя история астрологии темна, но ее разработка, тщательная систематизация, без сомнения, были делом цивилизованных народов древнего и средневекового мира. Можно предполагать, что большая часть ее законов потеряла свой логический смысл или никогда его не имела, но происхождение многих других, в значительной степени основывающихся на прямом символизме, еще до сих пор очевидно. «Таковы законы, связывающие солнце с золотом, гелиотропом и пионом, с петухом, которые возвещает день, с такими великодушными животными, как лев и бык, а месяц - с серебром и изменчивым хамелеоном, с пальмой, о которой думали, что она каждый месяц дает новые отростки»[24].

Мнение, что погода изменяется вместе с четвертями Луны, и до сих пор крепко держится в Англии. Метеорологи, которые со всем усердием ловят всякое наблюдение, отвечающее фактам, совершенно отвергают это мнение, которое, по-видимому, действительно целиком относится к народной астрологии. Как рост и увядание растений связывали с прибылью и убылью Луны, точно так же и перемену погоды стали связывать с лунными фазами, тогда как, по рассуждениям астрологов, совершенно все равно - была ли перемена Луны действительно, в новолуние или полнолуние, или воображаемой, в промежуточные четверти. Тот факт, что образованные люди, которым доступны точные метеорологические таблицы, еще верят в эти приметы, составляет интересный случай пережитка в современной культуре.

.

Список использованной литературы:

  1. Маслова А. Гипотезы происхождения человека. Тюмень. 2006г.
  2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992г.
  3. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994г.
  4. Радугин А. Культкрология. Воронежский государственный университет. 2001г.
  5. Алексеев В. Першиц А. «История первобытного общества» \Москва. Высшая школа. 1990г.
  6. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.3 пер. Кулаковой Н. Рокитянского В. М.: Критерион. 2002г.
  7. Замятнин С.Н. Памятники изобразительного искусства эпохи палеолита и их значение для проблемы происхождения искусства // С.Н.Замятнин. Очерки по палеолиту. М.-Л.1961г.

8. Хойзинг И. Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре. 1938г.

9. Токарев С.А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. Л. 1972г.

10. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. М.: Политиздат. 1995г.

  1. "Первобытное и традиционное искусство", Мириамов В. Б., 1973 г.
  2. "Западноевропейское искусство XVII века", Прусс И. Е., 1974 г.
  3. Искусство средних веков". Тяжелев Е. В., Сапоцинский О., 1975; Статья опубликована в журнале «Этнографическое обозрение», 1996. № 1. – С. 32-48.
  4. Анализ используемой литературы и интернет - источников
  5. С.А. Токарев «Ранние формы религии», г. Москва, «Издательство политической литературы», 1990г., 622 стр., из серии «Библиотека атеистической литературы»
  6. "Религия в истории народов мира" С.А.Токарев
  7. "История религий" Л. С. Васильев
  8. "Религии мира" Ю. В. Тихонравов

[1] Маслова А. Гипотезы происхождения человека. Тюмень. 2006г. С-3

[2] Маслова А. Гипотезы происхождения человека. Тюмень. 2006г. С-31

[3] Маслова А. Гипотезы происхождения человека. Тюмень. 2006г С-34