Смекни!
smekni.com

Русская идея - идея духовного развития России (стр. 3 из 4)

2. Русская идея как проблема самоидентичности русской культуры

Термин «русская идея» родился под пером Достоевского. В объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год он писал: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях». К этой идее Достоевский впоследствии возвращался неоднократно. В 1888 году Соловьев выступил с лекцией в парижском салоне княгини Витгенштейн с призывом к объединению христианских конфессий. Лекция была опубликована (сначала на французском языке) под названием «Русская идея». Соловьев писал, что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них». Перу Н.А.Бердяева также принадлежит книга под названием «Русская идея», смысл которой – «братство народов, искание всеобщего спасения». Есть у Бердяева еще более лапидарная формула русской идеи: «все ответственны за всех». Верить надо, видимо, создателям и носителям русской идеи, а не ее тенденциозным интерпретаторам. Главные носители русской идеи – Достоевский, Соловьев, Федоров. Их предшественники – Карамзин, Хомяков. Их последователи – Розанов, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Карсавин, Ильин, Вышеславцев, Флоренский, Лосев и многие другие.

В настоящее время словосочетание «русская идея» не имеет конкретного единственного определения, русская идея - это скорее символ. Разработкой этой темы занимались очень многие философы, общественные деятели России, и в наши дни эта тема привлекает большое количество сегодняшних мыслителей.[13] Говоря о разных смыслах русской идеи, следует говорить скорее о разных подходах к её определению, нежели о действенной разнице смысла - реального содержания понятия. Философия русской идеи - это философия о сущности России. Что есть Россия? В чём её сущность и задача (или идея)? Каковы специфические черты присущи России, её культуре? Вот вопросы, на которые пытались и пытаются по сей день ответить философы.

Иногда уверяют, что русская идея – «идеология русского империализма». Подтверждение этому можно найти на страницах бывшего «Коммуниста», где прямо сказано, что: «Русская идея» – в значительной степени государственная имперская идея». Фонд Горбачева провел в 1992 году конференцию на тему «Русская идея и новая российская государственность». Вот характерные заявления. О.Р.Лацис: «Мы не знаем, что такое русская идея». Д.В.Драгунский: «Когда говорят о русской идее, у меня по коже пробегает легкий мороз. Потому что на самом деле это просто идея российской империи, не более того и не менее». И из-за рубежа приходят призывы забыть о русской идее, отказаться от нее, отречься как от устаревшей затеи, вносящей лишь рознь между народами. В марте 1993 года состоялась международная конференция по русской философии. Американский славист Дж.П.Скэнлан рекомендовал нам избавиться от «невроза уникальности», русскую идею пора сдать в архив, «она ставит только преграды между Россией и цивилизованным миром». Известный польский (а ныне американский) специалист по русской политической истории ХIХ века Анджей Валицкий солидаризировался с ним: «Нет необходимости замыкаться в рамках какой-то русской идеи».

Но если задаться вопросом о практической сути понятия «русская идея», то придется ориентироваться на слово «русская», т.е. то, что относится к России. Важнейшая проблема – судьба родины. Должна ли Россия идти дорогой западного прогресса или искать собственные пути? Еще в XIX веке ответ на этот вопрос разделил русскую интеллигенцию на два стана – славянофилов и западников. Бердяев хорошо сказал о них: «И те, и другие любили Россию, славянофилы как мать, западники как дитя» Мать оберегают, дитя воспитывают. К чему это привело? Наследники западников – нигилисты и революционеры всех мастей апеллировали к воспитательной роли насилия. Здесь многое пришло из Германии (Маркс и Энгельс), многое по-русски утрировано. В ХХ веке они одержали победу, завели страну в тупик и уходят в небытие. Поэтому русские отвернулись от этого искажения «русской идеи». Русская идея возникла как преодоление односторонностей западников и славянофилов, синтез двух позиций в единую теорию мировой культуры.

Но это понимание русской идеи уже в прошлом, опыт истории ХХ века показывает, что смысл русской идеи кроется не в осознании пути развития России, а в том, какую культурную доминанту развития выберет наш народ. Вот это и волнует наших западных «друзей», ведь выход русского народа из идеологического поля Запада означает создание национальной культурной идеи, которая может стать привлекательной для других народов, так же занятых подобной проблемой. Подобный вариант развития событий крайне не устраивает тех, кто пропагандирует ценности западного мира, это приведет Запад к неизбежному краху идеологии. Что будет прологом и к краху всей системы, как это произошло в СССР, где вначале произошел крах идеологии коммунизма, а затем и крах самого СССР.

Уже в XIX веке философы утверждали, что именно православие является основой русской национальной идеи, то часто сталкивались с возражениями следующего рода: современный русский народ в конфессиональном, мировоззренческом смысле - неоднороден. Помимо православных, среди русских имеется много представителей других конфессий, велико число атеистов. Каким образом можно их всех объединить на основе православной идеи, если они ее отвергают и противопоставляют ей свои собственные религиозные или атеистические идеи, будучи убежденными в их правильности? Но здесь следует дать такой ответ. Несмотря на нынешнее широкое распространение среди русского народа атеизма и иных религий и сект, Православие продолжает оставаться русской национальной идеей в силу своего статуса традиционной религии, пришедшей с крещением Руси от самого Бога и обусловившей само возникновение русской нации.[14]

В сущности, это идея религиозного и национального выживания, самозащиты от агрессивных восточных и западных соседей, пытавшихся поработить Русь либо в прямом, либо в духовном смысле.

В более широкой трактовке русская идея - это идея особой православной, русской цивилизации, отличной от цивилизаций как Запада, так и Востока. Несмотря на все западные влияния, русскую культуру невозможно рассматривать лишь в качестве части общеевропейской культуры. Тем более не является она частью какой-то надуманной евразийской культуры. Сам термин «евразийская культура» с большой долей условности можно использовать лишь по отношению к национальным культурам азиатских народов, входивших в состав России и Советского Союза и испытавших в большей или меньшей степени воздействие русской цивилизации (а через нее - и общеевропейской). Русская же культура сколько-нибудь значительного ответного влияния азиатских культур не испытала и представляет собой совершенно уникальное явление. Развиваясь на православной основе, она является неким симбиозом собственно русских начал и творчески переработанных компонентов византийской и европейской культур. Все это в сочетании с уникальным опытом государственного строительства позволяет говорить о существовании самостоятельной православной русской цивилизации.

В современных условиях для сохранения своей национальной культуры, надо начать, прежде всего, с преодоления безверия, апатии и материализма. В этом - главная цель и спасение русского народа. Все остальное (включая политическое, военное и экономическое могущество) приложится, ибо материальное является производным от духовного.

В этих условиях духовное возрождение народа не может произойти само по себе, и реализация русской национальной идеи в огромной степени зависит как от энергичной деятельности Церкви и активности самого народа, так и от соответствующей государственной политики. В конечном итоге, само крещение Руси в православную веру и сохранение этой веры на протяжении веков -- это прежде всего заслуга русского государства (в лице князя Владимира и русских самодержцев), которое служило инструментом в руках Господа. Нынешние поиски русской национальной идеи совершенно бессмысленны: такая идея у нас есть уже тысячу лет. Это - Православие и народность. Искать нужно те формы общественной самоорганизации русского народа, а также те формы политического и экономического устройства, которые могли бы на практике реализовать нашу национальную идею наиболее быстро и эффективно. Восстановить историческую форму нашей государственности -- самодержавие, -- как предлагают иные монархисты, в современных условиях не представляется возможным, учитывая те огромные изменения, которые произошли в России после 1917 года. Необходимо также учитывать нынешние демографические тенденции, которые выражаются в непрерывном возрастании доли нерусского, неправославного населения, в частности мусульман, в общей численности населения России и, что особенно тревожно, на территории собственно русских областей (при одновременном быстром снижении доли русских).

Заключение

Христианство в своем первоначальном виде не было монолитным вероучением, поэтому в последующие века усилиями Церковных Соборов христианское вероучение было приведено к единому знаменателю. Но распад Римской империи привел к тому, что христианство восточное и западное стали различаться друг от друга. Поводом к разногласию формально оставался вопрос об истечении Духа Святого, православные считают источником Святого Духа Бога, а католики – Бога и Иисуса Христа. Остальные различия православия и католицизма касаются уже обрядности и некоторых основ догмата веры. В православии существует иконопочитание, крестят младенцев, допускается развод, священники могут жениться и т.д. В католицизме крестят уже в сознательном возрасте, священника брак запрещен, существует положение о непогрешимости римского папы и т.д.