Смекни!
smekni.com

Символизации временной смерти в традиционной славянской обрядности (стр. 2 из 2)

После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены «волчьих» союзов доказывали свою силу и мужество, они проходили заключительные обряды инициации – возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены. Ритуалы возвращения посвящённых юношей-«волков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве других людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, другими словами через реальное изменение облика. Чтобы «превратить» инициируемого юношу-волка обратно в человека его били палками, кнутами, «разбивая» тем самым волчью шкуру. Происходила так называемая ритуальная «перековка» волка в человека. Также следует отметить, что, связывая данный мотив с перековкой, с делом кузнеца, появляется ещё один достаточно интересный факт. Ведь кузнец в мифологии –персонаж наделенный сверхъестественной созидательной силой.

На заключительном этапе так же имели место ритуальная стрижка и бритьё инициируемых. Обрядовые постриги, очевидно, связаны с ритуальными перерождениями, поэтому они происходили два раза. Кроме того, на заключительном этапе инициации вновь возникает мотив коня, который перевозил юношей на тот свет и обратно. Можно предположить, что после ритуального перерождения «волков» в людей, имел также место ритуальный переезд на лошади из «того» света в мир людей.

Тема древнеславянских инициаций достаточно широка и при этом мало изучена. Известно два основных типа посвящения – возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной возрастной категории в другую, и специализированные посвящения, определяющие вхождение человека в то или иное объединение сакрального и получение им доступа к магическим силам и сакральным ценностям.

Посвящения обоих типов строились по однаковым принципам и законам, проходя зачастую по одним и тем же обрядовым схемам. Всякое традиционное посвящение подразумевает одну и ту же внутреннюю суть, хотя и реализуемую, разумеется, на разных уровнях – будь то инициация мальчика, становящегося мужчиной и обретающего права и обязанности взрослого человека, или магическая инициация шамана.

Необходимость инициаций вытекает, помимо прочего, из представления о невозможности прямого, обыденного преодоления границ, разделяющих разные категории. Отсюда основной принцип традиционной инициации - прохождение через Смерть – через то Место, где нет никаких границ. Следует отметить, что «по сценарию» испытание, в большинстве случаев, происходит «в загробном мире» – поэтому три фазы посвящения разделены «ритуальной смертью» (например, переход через реку Мертвых - Смородину) и «ритуальным воскрешением» (например, возвращением из-за реки).

В традиционной славянской обрядности временную смерть могло инициировать ритуальное молчание. Древние культуры использовали молчание в качестве формы ритуального поведения. В традиционной культуре славян молчание как отказ от речи означало принадлежность к инобытию, сверхъестественным силам. Молчание в язычестве могло также символизировать временную смерть и как обрядовое воздержание от речи помогало человеку в установлении связи с потусторонним миром.

Таким образом, инициация – обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Инициация занимает особое место среди ритуалов перехода.

Общая структура инициаций содержит несколько важных моментов. Инициация не является неким самодостаточным актом, но мыслится как качественный переход испытуемого из одного состояния в другое, как «смерть» для старой жизни и «рождение» для новой – уже в новом качестве. Зачастую инициируемый не уверен в благополучном исходе инициации. В инициационном действе практически всегда можно выделить несколько характерных стадий:

1. Подготовка (создание соответствующей психологической обстановки – незнакомое место, нагнетание состояния страха, неуверенности, подавленности).

2. Испытание.

3. Торжество (констатация и оглашение факта перехода в новое качественное состояние – индивидуальная беседа со старшим в роде, присвоение нового имени; социальная фиксация нового статуса).

Cущность и цель инициации всегда и повсюду схожи, различаются лишь способы адаптации её к месту и времени. Эти способы адаптации основываются на конкретных верованиях разных народов. Во время инициации посвящаемый получает знания, от предков и старших он получает накопленный опыт, который пригодится ему в будущем. В этом состоит практическая часть инициации – подготовка достойного члена общества, проверка его способностей и достойности принадлежать к определённому социальному слою. Поэтому инициации включают не только обучение и подготовку, но и испытания, которые зачастую могут быть весьма жестокими. Обряды инициации сопровождаются рядом схожих либо одинаковых для славянских народов символов и мотивов.

Тема инициаций древних славян весьма широка и интересна, однако остаётся малоизученной. И, если обряды, связанные с посвящением мужчин, с возрастными посвящениями имеют некоторую теоретическую базу, то в случае с женскими посвящениями возникает большое количество сложностей в поиске материалов. Однако, данный аспект темы является весьма интересным, мотивы женских посвящений представлены в сказках и заслуживают подробного изучения.

Посвящение представляет один из наиболее зна­чительных феноменов в истории человечества, поскольку этим актом не только закладывается религи­озная жизнь индивидуума в современном зна­чении термина «религия», но и определяется вся его жизнь целиком. По­священие составляет решающий опыт в жиз­ни каждого индивидуума, принадлежащего к досовременному обществу, приобретая этот фундамен­тальный экзистенциальный опыт, человек становится способен обрести при­сущий ему способ существования.