Смекни!
smekni.com

Деревенский пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века (стр. 2 из 3)

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.

Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа.

Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев.

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов.Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в "Московском дворике", элегических по настроению картинах "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "Ранний снег", "Золотая осень" -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота - вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе.

Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся "героями" его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.

Многогранный талант В.Д.Поленова наиболее полно проявил себя в области пейзажной живописи. В её историю, ознаменованную блестящими победами, этот художник вписал своим творчеством одну из ярких страниц. Работая одновременно в таких различных жанрах, как историческая живопись, портрет, пейзаж и декоративное искусство, сам художник считал пейзажную живопись наиболее отвечающей складу своего дарования. Такое исключительное положение пейзажной темы в его творчестве и делает возможным самостоятельное её рассмотрение среди работ других пейзажистов.

С начала 70-х годов в произведениях Поленова все чаще встречаются сюжеты из крестьянской жизни. Художник, видимо, начинает искать пути к пейзажно-бытовому жанру, работа над которым позволила бы дать пейзаж как действенный компонент взятого сюжета.

Признавался С.И. Мамонтову после поездки в Италию в 1873 году: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью после душной, зловонной Италии; какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует! Ведь это же Наш, родной, деревенский воздух!» Тонко и проникновенно воссоздан художником деревенский пейзаж в этюде «Деревня Тургенево» (музей – усадьба В.Д. Поленова). Своей спокойной мягкостью он как бы скрашивает жизнь обитателей маленькой деревеньки с покосившимися, крытыми соломой избами. Этот этюд был написан Поленовым в 1885 году в Тургеневе. Высокие живописные качества данного этюда и присущая ему полнота художественного выражения дали возможность Поленову спустя много лет использовать его, почти не меняя композиции колорита, в картине «Задворки», показанной на передвижной выставке 1892 года.

Впоследствии был использованы в картинах и другие мотивы деревенского пейзажа, запечатленные первоначально в этюдах. Давая в картинах более углубленную характеристику пейзажного образа, Поленов достигал в них вместе с тем и большей идейной направленности.

Интересно остановиться в этом плане на большой картине Поленова «Русская деревня», поя вившаяся впервые на передвижной выставке в Москве в 1889 году. Центральное место в композиции пейзажа занимает рыбацкая деревня, расположенная среди открытой местности у широкой реки. Крепкие, бревенчатые срубы со строгим, подчеркнутым рисунком высоких кровель, маленькие участки зеленых огородов, рыбацкие сети, смотанные на высоких шестах, отсутствие тенистой зелени вокруг жилья- все это сообщает несколько суровый характер внешнему облику деревни. Однако и здесь художник сумел дать почувствовать природу как светлое и радостное начало в жизни людей.

На переднем плане изображена узкая речушка с освещенным солнцем песчаным берегом и пологим склоном, сходящим к воде. Перекинутые через речку кривые мостики, ведущие в деревню, узкие, протоптанные тропки, идущие от мостков вверх по склону, прясла, спускающиеся к воде от крайней избы, придают большую протяженность в глубину переднему плану и усиливают его эмоциональное звучание. Глядя на фигуру белоголового мальчика, стоящего с удочкой у воды, на аленьких деревенских ребятишек, играющих на солнце в песке близ мостков, на сидящую около них старуху бабку с ребенком на руках, видишь их всех согретыми теплом и лаской природы.

Заканчивая обзор творчества Поленова как пейзажиста, следует еще раз подчеркнуть, что именно пейзаж составлял его наиболее прогрессивную сторону. Именно в этой области Поленов начиная с 60-х годов неуклонно шел по пути реализма. Своеобразие и значительность его роли в реалистическом деревенском пейзаже второй половины XIX заключались в том, что он, являясь крупнейшим представителем пейзажистов- передвижников, смог стать живым и действенным звеном между реалистами старшего поколения и молодежью. В сознании которой он неустанно поддерживал интерес к большому содержательному искусству, к воплощению в пейзаже- картине глубоких впечатлений действительности. Молодежь находила в его пленэрной живописи опору для своих собственных исканий, для выражения в пейзаже своих чувств и раздумий над жизнью.

С давних пор пейзаж вносил свой отпечаток в становлении мировой живописи.

Но откуда же пошел русский пейзаж. ВСЕМ ИЗВЕСТНЫ ГОРОДСКИЕ ПЕЙЗАЖИ. Но что же особенного в деревенских пейзажах?

«По таким дорогам только в калошах проходить!» про Левитана

А что же таки нас всех привлекает в первую очередь в русском деревенском пейзаже?!

Левитановские пейзажи своей открытостью, естественностью, чувственностью…

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.Но поэтому же его лучшие пейзажи, порой совсем маленькие, несут в себе поистине большой поэтический смысл. В изображении кривых ветел на деревенской улице и перекинутых через канаву старых бревен мы видим "небесный" образ весны, в луже видим отраженное солнце, а молодая зеленая трава у деревенского мостика оказывается не просто растением известного сорта, но знамением радости воскрешения природы.

Левитан много писал на воздухе. Так велел ему Саврасов.

–Солнце гоните на холст!- кричал Саврасов.- Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, почему я не видел его на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха! Со времени этого тяжелого разноса Левитан начал работать на воздухе. Вначале ему трудно было привыкнуть к новому ощущению красок. То, сто в комнатах казалось ярким и чистым, на воздухе непонятным образом жухло, покрывалось мутным налетом.

Маленький пейзаж «Мостик» представляет собой написанный на натуре этюд, в котором покоряет прежде всего мастерски переданная молодым художником свежесть непосредственного восприятия природы. Прекрасно воспроизведены краски летнего солнечного дня, когда вся зелень кажется сверкающей и полной жизненных соков. Светом пронизана листва старых ветел, сомкнувшихся кронами. Их густые ветви образуют зеленый шатер и почти закрывают небо. Избрав низкую точку зрения, Левитан центром композиции в этом этюде сделал ветхий бревенчатый мостик, перекинутый через ручей, протекающий по дну оврага. Здесь объединяются все элементы, участвующие в построении пейзажного образа. От этого центра взгляд легко устремляется вглубь, к избам деревни, благодаря чему сам мостик воспринимается как часть типичного деревенского ландшафта. Левитан стремится показать зрителю особую красоту выбранного им мотива: он заставляет любоваться игрой солнечных бликов и голубых теней на ветхих бревнышках мостика, дает возможность заглянуть под мост и увидеть за темной тенью, бросаемой им на воду, пятно яркого света на поверхности воды и отражение голубого неба в ней. Но не только сияние солнечного дня смогло преобразить этот скромный, лишенный внешнего эффекта деревенский пейзаж. В каждом запечатленном в этюде куске живой натуры выражено тонкое поэтическое восприятие художником жизни, чувство её красоты. Именно потому он, несмотря на сравнительно широкую манеру письма, дает ощущение полноты жизни и внутренней завершенности. Нельзя не обратить внимание и на живописное мастерство, казавшееся прежде всего в умелом использовании богатых возможностей цветовой гаммы. Звучная живопись служит Левитану для того, чтобы воспеть столь скромный мотив, подобный которому нельзя было встретить в старом пейзажном искусстве.