Смекни!
smekni.com

Мифология и культура народов Скандинавии и Германии (стр. 2 из 3)

Один был богом войны, покровителем воинской дружины, торговли, мореходства и поэзии. Атрибут Одина – Гунгнир – копьё, не знающее промаха, символ его военной мощи. У него также был восьминогий конь Слейпнир, этот конь признавал только Одина и только ему разрешал на себе ездить. Одину прислуживали два ворона Хунир и Мунин, которые летали по миру и приносили новости.

В «Старшей Эдде» описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам. Пронзенный копьем, он девять дней висит на Мировом Дереве, а затем его дед, великан Бёльторн, приносит ему мёд для утоления жажды и вручает руны – символ мудрости и магического знания. В «Прорицании Вёльвы» говорится о том, что в последней битве богов с силами зла Один сражается с волком Ферниром и проигрывает: Фернир его съедает.

Локи – один из Асов, бог с причудливым, необычным характером, которому трудно подобрать аналогии в мифологиях других народов. Он – самый оригинальный и популярный герой скандинавского эпоса, оставивший память о себе в самых различных жанрах фольклора, вплоть до пословиц и поговорок. Он был богом лжи и сеятелем раздоров.

Он постоянно втягивает богов в авантюрные приключения и выручает их из самых безысходных ситуаций, обманывая при этом всех вокруг: и богов, и своих родственников-великанов. Главное в характере Локки – хитрость, коварство, изворотливость, ум и чувство юмора, порой довольно злого.

Во многом образ Локки раскрывает «Песня о Трюме», изложенная в «Старшей Эдде». В ней рассказывается о том, как великан трюм похитил у бога Тора молот Мьёлльнир. По инициативе Локки Тор отправляется в страну великанов Ётунхейм в одежде богини Фрейи, в обмен на которую Трюм согласился вернуть молот. Трюм удивляется проявленному невестой обжорству и её злобному взгляду. Однако Локки удается убедить великана в том, что все это – проявление тоски влюбленной в него женщины. Когда приносят молот, чтобы освятить свадебный обряд, Тор хватает молот, убивает им великана и благополучно возвращается в Асгард.

Дружба с Тором не мешает Локки похитить у его жены Сив золотые волосы. Боясь мести Тора, он вынужден добывать точно такие же волосы и для этого бьётся об заклад с карликами – цвергами, что они не смогут их выковать. В заклад он ставит свою голову. Локки проигрывает и пускается в бега, однако, все – таки, его ловят и отдают в руки Тора.

До сих пор не утихают споры относительно интерпретации образа Локки. Одни ученые предлагают считать его богом или демоном огня, другие считают, что он создан специально для инициации конца света. Локки связывали также с Люцифером, с различными демонами континентальных германцев.

Локки высок ростом, красив. Бывает, что он помогает богам, поэтому его образ нельзя понимать однозначно.

Тор(Донар) в скандинавской мифологии – бог грома, бури, молнии, грозы. Первоначально был верховным божеством, однако его вытеснил культ Одина. Тор защищает богов и людей от великанов и иных злых сил. Неотъемлемый атрибут его – молот, изготовленный карликами – цвергами.

Он всегда попадал в цель и сам собой возвращался обратно. Этого оружия Тора боятся все злые силы, а особенно великаны, стремящиеся любыми способами похитить этот молот, либо сделать так, чтобы бог оказался в их власти без молота.

Другой атрибут Тора – повозка, запряженная козлами. В подавляющем большинстве сюжетов Тор производит впечатление добродушного силача, недостаток ума которого восполняют его спутники.

Бальдр – бог весны и самый добрый из Асов. Он сказочно красив. С его приходом на земле пробуждается жизнь, все становится светлее и краше. Бальдр – любимый сын Одина, он живет в особом чертоге в Асгарде, где не допускаются дурные поступки. Согласно мифам, ему стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от опасности. Один спускается в Нифльхейм и узнает от Вёльвы о том, что Бальдру предстоит умереть от руки слепого бога Хёда.

Мать юного бога Фригг взяла клятву со всего живого и неживого, со всех вещей, животных, людей, что они не принесут вреда ее сыну, клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, Локки, узнав про омелу, подсовывает слепому Хёду прут из нее, который и убивает Бальдра. Боги сжигают его на погребальном костре, а его брат Хермод отправляется за ним в Нифльхейм с целью его освобождения. Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локки, и Бальдр остаётся в царстве мёртвых. Миф о смерти Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.

Фрейя – богиня любви, красоты, физического благополучия, магии. Равных ей по красоте нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей. Она также исполняла функции Валькирии.

Идунн – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет, а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое.

Хеймдаль - исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард. Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы перед концом света.

В скандинавской мифологии встречаются также боги, которым трудно найти аналогии. Например, Лофн, богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия.

Миру Асов у скандинавов противопоставляются великаны. С внешней стороны они описываются без особых подробностей, указывается в основном лишь их гигантский рост. Неприглядны места их обитания: каменные пещеры, ледяные дворцы, скалы.

Карлики, с которыми также воюют Асы, делятся на альвов и цвергов. Предполагают, что альвы были низшими природными духами, возможно, душами умерших. Цверги, «чёрные альвы», были искусными мастерами и жили в пещерах. Все атрибуты богов создали именно они.

3 ЖРЕЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Воевавший с германцами римский император Юлий Цезарь видел важнейшее их отличие от кельтов как раз в том, что у германцев «нет друидов, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях». По словам Цезаря, гадание и узнавание воли богов находилось в руках старых женщин, что, свидетельствует о сильных пережитках матриархата.

Однако уже через 150 лет после Цезаря Тацит сообщает о весьма влиятельном положении германских жрецов, в руках которых находится суд, которые распоряжаются племенными сходками и т. д.

Однако и при Таците оставались пережитки матриархата: роль женщин и в общественной, и в религиозной жизни скандинавов была очень большой. «Они думают, - писал Тацит, - что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний».

В то же время появляются и такие специфически мужские жреческие обряды, как тот, о котором сообщает Тацит: «Есть у них и такие заклинания, возглашением которых, называемых «бардит», они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы;

ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь… причем принимаются во внимание не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».

Этот факт говорит о росте значения мужской силы, милитаризации общества, утверждения доминирования мужчины в обществе. Жестоки были и жертвоприношения: в жертву нередко приносили людей, преимущественно военнопленных, а по крови и внутренностям жертв гадали об исходе войны. Этот кровавый варварский культ был опять-таки порождением воинственного быта эпохи.

4 УСТНАЯ И ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА

Древние скандинавы знали такую специфическую письменность, как руническую – сначала она имела чисто магический характер, но в III – IV вв. получает более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнескандинавскими племенами.

Тем не менее письменной культуры они не оставили; все то великое в сфере литературы, что нам известно, из поколений в поколения передавалось устно, чтобы в конце концов быть записанным в виде двух «Эдд», оставшихся нам как памятник поэтического дара безвестных древнегерманских сказителей.

Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистические различия, но в то же время для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемый кеннинг, то есть замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным (типа «дорога китов» вместо «море», «раздаватель золота» - «князь»).

Для стиля скандинавской поэзии также характерно обилие собственных имен, что, с одной стороны, придает стилю конкретность, а с другой – нередко затрудняет понимание. Немало в ней традиционности выражений, характерной для фольклора – повторяющихся формул, словесных клише и т. д.

Характерно для скандинавской поэзии компактность, лаконизм, стремительность – при ярком буйстве фантазии, рисующей «мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир,

который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк поглотит солнце».

5 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

О художественной культуре древних германцев мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

В III веке германское общество имело уже довольно сильную и богатую племенную знать, нуждавшуюся в тонких тканях, изящной утвари, драгоценных украшениях, хорошем вооружении, золоте и серебре.