Смекни!
smekni.com

Возникновение и становление христианства как мировой религии (стр. 3 из 3)

Установление христианства не проходило гладко и безоблачно; его быстрее принимали варвары и жители провинций, чем гордые римляне, к тому же христиане распространяли свое влияние не только мирным путем. Тогда же появились блестящие проповедники христианства, такие, как Иероним– универсальный мыслитель, восхищавший образованностью, Иоанн Златоуст, епископ Константинополя. Яркую, эмоциональную “Исповедь” пишет Августин Аврелий, прозванный Блаженным. В ней он показывает путь своих исканий истины и блага от язычества до христианства: “Я любил согласие, порождаемое добродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью. В первой я увидел единство, во второй – разделенность. Это единство представлялось мне как совместность разума, истины и высшего блага; разделенность – как некая неразумная жизнь и высшее зло”.

Так христианство начало свое шествие по миру и охватило не только западную часть Римской империи и Византию, но и многие варварские племена Европы. Именно Рим всей своей историей и укладом, всеми событиями и обстоятельствами пришел к утверждению христианства как мировой религии. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме — «с горы»).

В завершение следует остановиться на том вкладе, который внесло христианство в становление европейской культуры. Признав в качестве высшей ценности свободную творческую личность, христианство вдохнуло новую жизнь в европейскую культуру:

- открыв понятие исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени);

- заложив в сознании людей принципиально новые гуманистические установки;

- сформировав условия для реализации идеи создания правового государства, в котором гарантируются и соблюдаются права человека;

- обратив особое внимание на самые сокровенные внутренние переживания человеческой души.

Библейские сюжеты и образы стали главными темами литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений, вплоть до сегодняшнего дня. Творческая активность человека побуждала развитие естествознания и техники, стимулировала научное познание и образование. Таким образом, в процессе своего исторического развития христианство обеспечивало целостность, всеобщность, универсальность всей европейской культуры.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. – М.: Издательство «Центр», 2000.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культуоллогии). Учебное пособие. – М.: Издательство Федора Конюхова, 2002.

3. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Менъ А. История религии – М., 1992.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.,1977).

6. Свениицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989;