Смекни!
smekni.com

Истоки нравственности 2 (стр. 2 из 3)

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди, по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас, какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают десять Заповедей, а пополняют их.

Десять заповедей и Заповеди Блаженства в течение почти 2000 лет являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы отражают влияние этих заповедей. Заповеди нам указывают, какое поведение человека разрушительно для него и для общества, а какое созидательно. Соблюдение заповедей создает мир, тишину, любовь и благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение.

В Заповедях Закона Божия и Священном Писании, а также в учебниках, которые созданные на их основе - все глубоко, мудро, логично, проверено многими поколениями и легко понимаемое - если мы станем на «комплексную точку зрения» или точку зрения «по большему счету». Закон Божий в своем учении дает нам «всесторонний, комплексный взгляд» на всю жизнь и поступки человека. Он принимает во внимание наш поступок, его влияние на нас и других сегодня, завтра и в будущей жизни (после смерти). Человек же по своей слабости, греховности, «близорукости» и недальновидности видит и понимает в основном только настоящий момент. Но если стать на «всестороннею, комплексную» точку зрения, то все заповеди становятся совершенно логичными и последовательными. Некоторые авторы, недодумав до конца пишут что в Заповедях есть противоречие.

Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и постепенно омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.[4]

Нужно отметить, что последнее время во многих странах наблюдается постепенный отход от христианских начал и ценностей в жизни.

2.5 Нравственность православная.

Православная нравственность - это нравственность сверхъестественного откровения. Как уже было сказано выше, новозаветное сверхъестественное откровение есть вершина нравственного закона. Ее открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Во-первых, Иисус Христос учил понимать Десять Заповедей не буквально, а более глубоко. Во-вторых, Он высказал Заповеди Блаженства и, в-третьих, Он еще высказал много других поучений.[5]

Митрополит Антоний (Храповицкий), Киевский и Галицкий (позднее первый первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) пишет, что активная и плодотворная работа над изменением себя к лучшему есть самая главная отличительная черта православия:

«И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство -- учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепеннаго усвоения добродетелей; условия эти -- внутренния, заключающияся в подвигах, и -- отвне подаваемыя, заключающияся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых едино назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».
Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний Храповицкий) [3]

Другими словами, Митрополит Антоний говорит, что в основании всех заблуждений неправославных вер лежит непонимание, что христианство это есть учение о постепенном перевоспитании себя в более доброго, мягкого, отзывчивого, любвеобильного и т.д. человека и о том, как это достигается. Достигается это молитвами, духовными подвигами, нашей верой и нашими священнодействиями. У всех у них одно и то же назначение: исцелить и изменить человека и от греха направить его к добродетели.

Есть более узкое понимание учения Иисуса Христа и более широкое. В более узком центр внимания на внешних добрых делах. В более широком говорится о внешних и внутренних добрых делах - то-есть и о духовном самовоспитании. Таким образом, в Православии очень развиты внутренние добрые дела. У инославных о них очень мало говорится. Считается, если вы молитесь и делаете добрые дела, то Господь Бог пошлет вам в награду изменение в вашем характере. Этот факт оказал колоссальное влияние на культуру Запада.[2]

  • Например, в английском языке нет слов воспитание, перевоспитание, самовоспитание и т.п. Как было сказано выше, основное в Православии - это изменение себя в лучшую сторону. На Западе как раз наоборот есть что-то вроде поговорки «человека невозможно изменить». Поэтому такое понимание или, лучше сказать, непонимание, человека приносит много бед. В особенности в области воспитания детей, сглаживания брачных проблем, расовых конфликтов и т.п.
  • Результатом непонимания внутренних добрых дел является злоба среди католического духовенства и монашества. Например, злобные монашки - учительницы и воспитателницы в школах и приютах очень частое явление. Среди духовенства широко известна злоба к православным и всякие извращения. Их духовенство также плохо проявило себя в некоторых странах во время Второй мировой войны.
  • В Православии учение Иисуса Христа берется как цель, к которой мы все должны стремиться. Это и есть определение «нормального» поведения. У инославных теперешняя жизнь и поведение берется как норма и Церковь должна приспособиться к жизни. Хорошим примером такого мышления является отношение к содомистам (извращенцам). Православные считают их больными, грешниками, а их поведение ненормальное. Они должны молиться, каяться и изменить свой образ жизни. Инославные считают, что они такими родились и поэтому они нормальные и даже не больные. Православные отвечают, что даже если у них есть предрасположение к этому греху, они должны исправиться. То же самое, если у детей алкоголика есть предрасположение к алкоголю, они не должен следовать по этой разрушительной дороге.

Православно-христианская нравственность хорошо описана и исследована святыми отцами и писателями Православной Церкви в их трудах. В них они описывают добро и зло в человеке, их динамику, рост, упадок и методику лечения души, то есть это и есть «Святоотеческая психология» или «Психология добра и зла». Это ценнейшее учение находится в разбросанном виде по всей православной духовной литературе и особенно в книгах: Невидимая брань, Лествица, Добротолюбие, а также произведения Аввы Дорофея, Ефрема Сирина и многих других. У русских авторов оно в книгах: свв. Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других. Многие из этих трудов уже находятся на интернете. Все это собрано нашими богословами и описано в учебниках нравственности. Внизу приводим несколько самых известных:[4]

2.6 Нравственность инославная.

Как было уже сказано выше, в наше время христианство разбилось на много групп с разными учениями. Некоторые из этих церквей и обществ далеко ушли от христианства. Таким образом, можно сказать, что инославное христианство -- это разжиженное (разбавленное) христианство. В своей гордыне они считают себя правыми и занимаются миссионерской работой среди незнающих, включая русских.

Кроме того, инославные церкви и группы находятся под большим влиянием нравственного упадка на Западе, о котором говорится в следующем параграфе. Дело дошло до того что, нравственность западных христиан стала на много хуже, чем в нехристианских странах. В результате этого, многие язычники (нехристиане) в ужасе от поведения так называемых христиан и шарахаются от них.

2.7 Нравственность противоестественная.

Противоестественная культура видна на Западе. Западное христианство постепенно дегенерируется, его культура становится противоестественной и она постепенно разрушает фундаменты страны. Культура саморазрушается. Смотрите работу «Крайне-либеральная культурная революция»

Нужно предупредить читателя, что в каждой культуре и цивилизации есть свой «фон», свое «течение», которое захватывает всех жителей, включая православных. Поэтому православный человек тоже подается влиянию и постепенно усваивает местные нормы поведения и поведенческую культуру. Чтобы этому противостоять, нужно хорошо понимать, что происходит и не поддаваться местному влиянию - это не так просто.[6]

2.8 Нравственность общечеловеческих ценностей.

В атеистическом Советском Союзе ввели такой термин, который не означает ничего. Изучая теперешнее человечество, мы видим, что существует большая разница в «ценностях» в разных странах. Скажем богатство. В некоторых культурах это очень важно, в других нет, и т.д. и т.п. Дело в том, что христианские ценности стали достоянием всего мира, но атеисты не могут признать что они христианские, так как это ведет к признанию что Господь Бог есть. Поэтому они и придумали такой термин, который ни они и никто другой не может хорошо объяснить и определить.[1]

Православному христианину, знающему и живущему по своей вере, предложенные программы по общечеловеческим ценностям покажутся детским лепетом. Церковь уже 2000 лет занимается воспитанием верующих и у нее не превзойденный опыт в этой области.

3 Направленность культуры

Если мы понаблюдаем за направленностью культуры любого народа, то можно прийти к каким-то общим знаменателям. Чувствуется какой-то тон, который может хорошо или плохо действовать на человека и на все общество. Направленность культуры имеет большое влияние на характер и мировоззрение людей, которые живут в ней. Она зависит от нравственной системы, которая находится в основе всей народной жизни.[6]