Смекни!
smekni.com

Анализ русского народного костюма (стр. 2 из 3)

Моделирование на базе народного искусства прошлого известно не только у нас, но и за рубежом. Заграничное моделирование пользовалось мотивами одежды народов СССР. Недооценка народных традиций приводила к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд.

Покрой и форма моделей тех лет имеет своим прототипом народную прямокроёную одежду – рубаха и шушпан. В большинстве случаев расположение вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм. На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длина юбок увеличивается – они опускаются до щиколотки. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Головные уборы приобрели лаконичность объёмов, стали похожи на шлемы, каски, плотно охватывающие голову. Художники применяют вставку в швы цветных беек, достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у горловины применяются сборки. Они так же заимствованы у народных костюмов.

Связь народного костюма с современным проявляется и в моделировании женской верхней одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Казакин – верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру верхней части и расширяющаяся книзу.

Развернувшаяся деятельность моделирующих организаций была прервана Великой Отечественной войной. Московский Дом моделей возобновил свою работу лишь в 1944 году.

Вторая Мировая война наложила свой определенный отпечаток на облик женщины, на её костюм. Образ женской красоты не строится больше на застывшей экстравагантности. Идеалом служит женщина-труженица, женщина-солдат, наравне с мужчинами вынесшая трудности войны. Об этом говорит и её костюм: расширенные, жесткие, как у мундира, плечи, широкий пояс, который плотно охватывал подогнанные к фигуре платье и пальто, напоминавшие шинель.

В начале 50-тых годов в моделирование одежды по народным мотивам наметился переворот. Новый подход к источнику выражался в тои, что кроме декоративного строя народного костюма, в сферу внимания художников-модельеров стали попадать его внутренние закономерности, такие как целесообразность, зависимость декоративной нагрузки вещий от назначения, возрастная обусловленность построения и оформления костюма и т.п.

Распространились блузы с рукавом на манжете, стянутые на талии ремешком и носившееся поверх прямой короткой юбки. В сочетании с сапогами на низком каблуке, беретами, сумками – планшетками, такой костюм очень напоминал военное обмундирование.

В творчестве художников по костюму этого периода нашли так же отражения покрой, форма, силуэт народной верхней одежды. Наиболее часто использовались такие её виды, как шушпан, душегрея, свита, кафтан, казакин, полушубок черкеска.

В покрое и форме многих моделей можно обнаружить различного вида аналогии с покроем и формой шушпана. Они встречаются в моделях одежды начала 50-тых годов. Например, в модели женского легкого пальто, изображенной на рисунке, используется форма, покрой и отделка южнорусского шушпана. Обращает на себя внимание стремление автора сделать её предельно экономичней. Этой цели служат прямые линии плечевых и боковых швов, проймы, переходящей под перед кокетки. Экономичность достигнута за счет почти полностью реализованной ткани. Здесь, кроме использования покроя крестьянского костюма, имеет место и другой фактор-применение принципа зависимости формы изделия от утилизации ткани.

В 50-е годы требованиями конкурсов по моделированию на первый план выдвигается функциональная роль общества, её утилитарные качества, целесообразность. В связи с этим важным моментом в проектировании моделей одежды становятся свойства тканей, их пластические и декоративные возможности. Вышивка и отделка – на втором плане. Чаще всего вышивка располагается по отлету воротника или краю горловины, заканчивает рука, подол. Изменяются формы проявления народного в современном. Они стали многообразнее и захватывают не только костюм, но и ткань, обувь, украшения и дополнения к нему.

Родились образцы тканей с новым видом поверхности, ритмом цветных полос, напоминающие пестрядинные ткани, широко применявшиеся для изготовления народной одежды.

Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязанного, вышивками. Народный костюм подсказал мотивы новых решений в ткани из льна и дал точек к созданию оригинальных отделок. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветной.

Изучение памятников древнерусского зодчества, деревянной домовой резьбы позволило художникам создать своеобразные рисунки тканей, найти новую линию в костюме.

Характерной особенностью для этого этапа является то, что народные мотивы используются художниками по принципу дифференциации. Вместо стремления перенести в современный костюм всё, что имеется в народном, как это делали раньше, стали глубоко анализировать не только декоративное решение крестьянского костюма, но и его смысл, т.е. его назначение, зависимость употребления тканей, покроя, декора от функциональной роли вещей. Национальное своеобразие перестало противопоставляться современному модному костюму. Происходит избирание какого-нибудь одного прообраза , будь то силуэт, цветовая гамма, техника вышивки или элемент покроя.

Туникообразная форма народной рубахи оказалась живучей и в последствии. В начале 60-тых годов она послужила прототипом целой серии моделей. Таковы модели платьев, показанные на рисунке. Распределение декора, его характер и количество разнообразны.

Прообразом многих вариантов решения формы современной одежды явилась форма русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивной особенности легли в основу моделирования одежды. Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды, но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме. Например, получившая распространение силуэт, состоящий из облегающего лифа и очень широкой юбки с резко обозначенной линией талии, на языке моды он получил название “трапеция”. Он похож на старинный сарафан, зрительно узкий вверху и постепенно расширяющийся внизу. Распространение такой формы не случайно было названо “стиль а ля рюсс” - русский стиль.

Трапеции можно встретить и в силуэте русской верхней одежды: шубы и длиннополые кафтаны бояр, шубки богатых крестьянок северных губерний России.

Мотив душегреи не однократно преломлялся в моде. Однако из-за сложности получающихся форм он не получил распространения. Происшедший от нарядной торжественной одежды, этот мотив находит себе применение, в основном, в одежде для праздничных случаев.

Использование народных мотивов по тематике неравномерно. Одни сюжеты в тот или иной период времени заметно превалируют в моделировании, другие используются в незначительном количестве. В то время как один какой-нибудь мотив становится излюбленным и получает наибольшую возможность отражения в современном моделировании, трансформация другого только начинается. Иногда этот последний получает мировое отражение и становится ведущим. Многие мотивы, однажды отразившись в моделировании, не прививаются и исчезают.

Глава 3. Функциональность одежды и народные традиции.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.

Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды – создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.