Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта 23 (стр. 2 из 2)

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много преимущественно гробничных, меньше - храмовых. Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски: четко, складно, просто. Художник мастерски передавал настроение человека. Если на большинстве изображений Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах они замечательно гибки.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. Известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в, то, же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска, и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. В этом соседстве, мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон. Данный способ передачи изображения был синтезом трех искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема.

В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства, строго говоря, можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"».

С учетом всего этого можно понять, какую роль играло в Древнем Египте изобразительное искусство. Художник обеспечивал человеку посмертное существование, вечную жизнь. Соответственно профессия художника, скульптора или архитектора в Египте была весьма уважаемой.

4. Скульптура

Скульптура – один из видов изобразительного искусства – с самого начала египетской истории развивается в зависимости от заупокойного культа. Как уже было мною сказано выше на случай повреждения мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, которая должна была помочь душе после возвращения в гробницу опознать свое тело, а в случае исчезновения мумии статуя должна была ее заменять. Отличительные черты египетской скульптуры - фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи (статуя царя Хасехемуи), находят свое полное выражение в статуях древнего Царства. Представления и верования египтян определили и требования, предъявлявшиеся к скульптуре.

Перед храмами и дворцами египтян воздвигались высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры древнего Египта. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства очень известно раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Приложив руки к сердцу, устремив взоры прямо перед собой, чистые душой и помыслами, супруги предстают перед лицом вечности.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Скульптуры Египта обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, — египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. В искусстве всегда были важны даже мелкие детали и штрихи.

5. Литература Древнего Египта

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э., к периоду Древнего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями” (например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров. Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста.

Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму. Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в “Текстах пирамид” содержатся гимны Ра, Озирису.

Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанхатона( в последствии Тутанхамона).

Сверкает и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север…

Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Такие гимны входили в более объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы.

При VI династии встречаются подробные жизнеописания, победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э. древние египтяне добились больших достижений в области не только материальной, но и духовной.

Заключение

Древние Египтяне проживали в стране с изолированным географическим положением, что значительно затрудняло культурные заимствования извне. Но несмотря на это древние египтяне достигли высокого уровня развития, начиная от освоения ремесленного и сельскохозяйственного дела, до изучения и применения на практике сложнейших наук того времени таких как: математика, химия, физика, астрономия и т.д.

Я поражена значимостью религии в жизни древних египтян, отложившей тень заупокойного культа не только на развитие архитектуры (строительство пирамид), но и на изобразительное и монументальное искусство и литературу. Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции и оказало большое влияние на древних римлян. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

Мне остается приклоняться перед высокоразвитым во всех направлениях народом Древнего царства, подарившим нам свою интересную и оригинальную культуру, одним из элементов которой мы можем любоваться и по сей день. 7 чудо света – Усыпальница фараона - Египетская пирамида Древнего царства.

Список литературы

Краткая литературная энциклопедия, М., Сов., энциклопедия, 1964 ;

Литературный энциклопедический словарь, М., Сов. энц., 1987) и книги

Л. Дойеля (“Завещанное временем”, М., Наука, 1980),

К. Керама (“Боги гробницы ученые”, М., Изд-во иностранной литературы, 1960),

И. В. Рака (“Мифы Древнего Египта”, СПб., Петро-РИФ, 1993),

И. П. Шмелева (“Золото Древнего Египта”, М., ИМА-ПРЕСС, 1990),

Леонарда Котрелла (“Во времена Фараонов”, М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982),

К.Михаловского («пирамиды и мастабы», Варшава 1973 г.) ,

Орлова С.Г., (“История мировой литературы”, 1996 г.>.)

Тексты цитировались по книге “Сказки и повести Древнего Египта” (Л-д., Наука, 1979).