Смекни!
smekni.com

Возрождение 4 (стр. 3 из 4)

В равной мере каждый верующий должен иметь возмож­ность читать и толковать Священное писание. Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкова­ние Библии, Он по этому поводу заявляет: "Всем и каждому христианину подобает знать и обсуждать учение, подобает, и пусть будет проклят тот, кто на йоту суживает это право". Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий язык, и по его примеру она была переведена на языки других европей­ских стран.

Отрицание католической Церкви обосновывалось также новым пониманием Бога. В католицизме Он воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, некий небожи­тель, внешняя опора человека. Пространственный разрыв ме­жду Богом и человеком в известной мере допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находя­щуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значе­ние. Так как божественное начало переносится внутрь челове­ка, то от него самого зависит, как и насколько он сможет вос­пользоваться имеющимся в нем божественным даром,

Вера в Бога по сути выступает как вера человека в самого себя, ибо присутствие Бога переносится в него самого. Такая вера действительно становится внутренним делом человека, делом его совести, работой его души. Эта "внутренняя вера" является единственным условием и путем спасения человека.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни по­влек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Пи­санию. В частности, из семи таинств осталось только два: кре­щение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет по пути возвыше­ния человека, делая это, в определенном смысле, более трезво и осторожно. Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его "вторым богом", человеко-богом и т. д. Реформация поступает более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом, Божест­венным даром, и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.

Отсюда она всячески подчеркивает значение усилий самого человека, его личной веры, личного выбора, личной ответст­венности. Само спасение она объявляет личным делом чело­века. Как и гуманизм, Реформация способствовала усилению роли светского начала, мирской жизни. Лютер, в частности, отвергал монашество как высший образ служения Богу.

В то же время между Реформацией и гуманизмом имеются существенные различия. Главное из них касается отношения к разуму. Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего на бесконечные возможности человеческого разума. Его вера в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически. Лютер называл его "блудницей дьявола". Веру в Бога он объявлял недоступной и непостижимой для разума.

По-разному решались такие вопросы о соотношении чело­веческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное". Лютер придерживался противоположной по­зиции.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм др. Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, деше­вой и удобной. Именно такая религия нужна была нарождав­шейся буржуазии. Она не требует больших денег на строитель­ство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пиши и т. д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Чтобы быть в ней праведни­ком, достаточно иметь веру в своей душе. Такая религия впол­не устраивает современного делового человека. Не случайно Ж. Кальвин отмечал, что успех в профессиональной деятель­ности является признаком богоизбранности.

Утверждение новой религии шло с большими трудностями. Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к от­крытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556).

Именно этот орден прославился таким печально знамени­тым событием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже, в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель - около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гумани­сты, произведения которых объявлялась запрещенными. Для этого был создан "Индекс запрещенных книг", куда были включены "Божественная комедия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных, сфер" Коперника и многие другие.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточ­ноевропейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения вызвала глубо­кие изменения во всех областях культуры - в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все

более независимой от религии, перестает быть "служанкой богословия", хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей - в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую акаде­мию во Флоренции, перевел труды великого грека на латин­ский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Люте­ра, именно он, а не Христос, "правит в европейских универси­тетах".

Вместе с античными учениями широко распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее про­поведуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должны изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним: законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.

Распространению натурфилософских взглядов способство­вали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентриче­ская теория Н. Коперника, которая произвела настоящий пе­реворот в представлениях о мире.

Следует, однако, заметить, что научно-философские взгля­ды того времени все еще испытывают заметное влияние со стороны религии и теологии. Такого рода воззрения часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых, оккультных наук - астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа, как Д. Бруно.

Реформация в Германии

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние Швейцарии на Университетские круга и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической ли­тературы был Иоганн Рейхлин (1455—1522), стремившийся показан, божественное в самом человеке. Борьба Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования была пода держана многими гуманистами.

Яркая фигура немецкого Возрождения — Ульрих фон Гуттен (1488—1523), писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры «Письма темных людей», обличавшей моральное разложение, невежество духовенства, схо­ластическую науку. Автор язвительных «Диалогов» и памфлетов.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Ре­формации — движением за реформу (от лат. reformatio — преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой исто­рии христианства. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483—1546), доктор богословия и монах августинского мо­настыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовен­ства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католи­ческой церкви и выразили протест на требование отречься от сво­их взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвет достигло изобразительное искусство. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471— -1528) создал цикл гравюр «Апокалипсис», где он добил­ся небывалой выразительности. И хотя тема апокалипсиса родит этот цикл с искусством поздней готики, способ раскрытия реали­стических образов говорит о влиянии итальянского Возрождения, В портретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание личности.