Смекни!
smekni.com

Повседневная жизнь рыцарства в 12 веке (стр. 3 из 4)

И, оглядевшись, сел на дромадера,

Который мчится ласточки быстрее.[47]

Или

Везут Гильома на переднем муле,

Бегущем быстро иноходью крупной.[48]

Стоит подвести итог, что в жизни рыцаря оружие и конь играли важную роль. Мы рассмотрели используя текст источника и оборонительные и наступательное вооружение воина.Рассмотрев все из чего состояла амуниция рыцаря и его боевого коня, стоит перейти к тактике ведение боя, а также военного поединка.

Тактика рыцарства.

Сражения в Средние века были, как известно, редки.[49]Обычно в истории того времени преобладает осады крепостей. Но об этом я расскажу чуть позже. В «Отрочестве Гильома» преобладают сражения(2 крупных), и описана всего одна осада крепости Нарбонн, а также большое количество поединков.

Начнем сначала с битв. В источнике можно выделить только одно упоминание о построении войске, и тактике в частности. Так перед очередным сражением Гильом приказывает оставить лагерь, увести добычу в лес, а самим воинам сидеть в засаде:

Фрнцузы из засад летят в сраженье,

А тех засад Гильом расставил десять.[50]

…Нарбонцы мчатся смело,

Держа равненье и сомкнувшись тесно.[51]

Пришпорили коней лихих и резвых,

В строй басурманов врезались карьером.[52]

Карьер - самый быстрый галоп, при котором лошадь движется почти прыжками в два темпа. Обычно он применялся при построении «клина» (cuneus). Цель его заключалась в том, чтобы прорвать сомкнутый строй неприятеля, а затем уже драться с отдельным противником. Таким образом, битва, распадалась на отдельные поединки, где каждый рыцарь мог проявить свою силу, храбрость и уровень военной подготовки.

В рыцарском эпосе при поединке повторяется одна и та же картина: рыцарь, следуя общепринятому среди благородных воителей методу, предпринимает фронтальную атаку на избранного им противника, стремясь ударом копья убить или хотя бы выбить его из седла Обычно в эпосе XII века рыцарь перемещает свой щит с левой руки на грудь перед собой, опускает повод, дает коню шпоры, опускает копье, зажимает древко под своей рукой и «выбивает» своего противника из седла. Чтобы подчеркнуть мощь удара, часто добавляется, что копье заставляет щит разлететься на части, пронзает кольчугу и тело противника. :

На Акильяна граф копье наставил,

В щит угодил, пробил навершье с маху,

Прорезал и рассек блестящий панцирь,

Вонзил свое оружье в тело вражье,

Нажал на древко, спешил супостата.[53]

Или, к примеру:

Дал шпоры и поводья опустил,

Напал на одного из сарацин,

Щит и броню его разнес в куски,

Врага ссадил с коня и уложил.[54]

Ну а теперь стоит перейти к осаде замка. Для начала стоит отметить роль крепости в жизни рыцаря. Центром рыцарского владения – феода – являлся замок. Замок – жилище феодала, одновременно был его крепостью, его убежищем от внешних врагов, от соседей-феодалов, от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной властью феодала, позволяя ему господствовать над ближайшей округой, держать в подчинении все ее население и облагать пошлинами проезжающих купцов.[55] Особенности архитектуры замка были обусловлены стратегическим назначением: массивные стены, бастионы, башни и т.д. Декоративные элементы как правило отсутствовали. Замок IX-XII веков в целом соответствовал канонам романского стиля.

Значительные изменения в замковой архитектуре происходят в период и после Крестовых походов. Здесь, с одной стороны, сыграло роль знакомство европейского рыцарства с изысканностью и роскошью Востока, с другой – усовершенствования в области военной техники, также заимствованной с Востока.

Проявление этого явилось большее изящество и утонченность в оформлении замковых помещений, включение в планировку замка дворца с рыцарским залом для торжества и др. Замки этого времени строились уже в традициях готического стиля, распространившегося в Европе с XII-XIII веков. [56] Не напрасно герой Жесты – Гильом, хочет побывать в арабском городе Оранже:

Мечтает побывать в Оранже людном,

Где столько башен, стен, колонн могучих,

Украшенных резьбой по камню чудно,

и где его в дворец Глорьетский пустят[57]

В средние века Оранж хранил еще многие постройки римской эпохи, в том числе триумфальную арку и здание античного театра (сохранились до наших дней).[58] До сих пор ведутся споры о Глорьетском дворце, вернее что эта за постройка. Предполагают, что это перестроенные в средневековый дворец античные бани («термы») и амфитеатр. В источнике подробно дается описание внутреннего интерьера:

Хозяевами отведен их гость

В дворец Глорьетский, что эмир возвел.

Тибо дивится, сколь обширен он,

Сколь росписи великолепны в нем.

Со стен глядят на вас и лань, и лось,

И лошадь, и верблюд, и вепрь, и волк,

И своры гончих и легавых псов,

И множество пернатых всех пород –

Павлинов, лебедей, гусей, орлов.

На росписях и ад изображен:

Там, как чернила, все черным-черно,

Бурлят котлы с кипящею смолой.

А потолок на небеса похож:

Известкой с ладаном он побелен,

Раскрашен золотом и серебром.[59]

Из данного отрывка видно, что это замок принадлежит богатому человеку. Содержать такой замок было не каждому под силу. Помимо дворца, также упоминается дивный сад. На данный момент нет точного подтверждении в его существовании.

Там отыскал Орабль в саду тенистом.

Росли в нем купы лавров, вязов, пиний,

Журчал родник с водой хрустально-чистой

И было трав целебных изобилье.[60]

в эпосе упоминается еще один дворец:

В большом нарбонском мраморном дворце.[61]

Именно с него и стоит подробнее рассказать об осаде замка. Для защиты замок имел главную башню – донжон, как правило, в плане она была круглая или четырехугольная, а также толстые стены и глубокий ров. Для охраны всегда оставляли рыцарей. При осаде Тибо Нарбонна в замке осталось всего 100 рыцарей, сами горожане и три младших сына Эмери вместе с их матерью.

Он город взял в кольцо,

Свои полки на штурм повел его.

Неверные преодолели ров.[62]

Но помимо крепких стен и рва, у крепости есть свои защитники в лице горожан, которые всячески содействуют рыцарям – оружием, а также сыплют балки и камни на головы недругов.

Но христиане им дают отпор,

Со стен пускают стрелы в них дождем,

Шлют за копьем копье, за дротом дрот,

Их сталкивают с лестниц в ров, на дно.[63]

И еще:

А у ворот надежных и на стенах

Нет счету дюжим горожанам пешим.

При них секиры с топорищем крепким

Да круглые щиты с ушат размером.[64]

Но и у нападающих есть свои средства, так Тибо решает:

Созвал он также плотников умелых,

Им бревна приказал на доски резать

И три десятка камнеметов сделать –

Так чтоб пробить мог башню самый меньший.[65]


[1] Е.Ефимова, Д.Дельбрюк. Рыцарство. История военного искусства. М., Евролинц. 2003.

[2] Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство. Спб., 2004. С.5.

[3] М. Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. Молодая гвардия; М.; 2001. С.3.

[4] Е. Д. Смирнова. Методы и подходы к исследованию повседневной жизни средневековья

[5] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006.

[6] Кленшан Пюи дю Ф. Рыцарство. Спб.,Евразия, 2004.

[7] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998.

[8] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984.

[9] Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб. 1995.

[10] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.

[11] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.476.

[12] Там же.С.5-6.

[13] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.5.

[14] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.514.

[15] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984. С. 316.

[16] Там же.С.317.

[17] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово. 1998. С. 46-47.

[18] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 17.

[19] Там же. С. 15.

[20] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 25.

[21] Там же. С. 33.

[22] Там же. С. 33

[23] Там же. С. 64