Смекни!
smekni.com

Творчество Пабло Пикассо 3 (стр. 1 из 2)

Детство и годы обучения

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года на юге Испании, в Малаге. Согласно Испанской традиции его назвали последними именами своих родителей: отца Руис и матери - Пикассо. При крещении он получил свое полное имя Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Марти́р Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он пишет свою первую серьёзную картину маслом, Пикадора, с которой он не расставался в течение всей жизни.

В 1891 году дон Хосе получает должность профессора рисунка в Ла-Корунье и Пикассо вместе с семьей переезжает на север Испании. Здесь он учится в местной школе искусств (1894—1895).

Потом семья переезжает в Барселону и в 1895 году Пикассо поступает в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать и в принципе он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Но по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдает все экзамены и поступает в Ла-Лонху. Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбирает фамилию матери Picasso.

В начале октября 1897 он уезжает в Мадрид, где поступает в Королевскую Академию изобразительных искусств Сан-Фернандо.

Пикассо возвращается в Барселону в июне 1898, там он входит в общество «Els Quatre Gats» — богемное кафе с круглыми столами на художественные темы. В этом кафе пройдет его первая выставка. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Carlos Casagemas и Jaime Sabartès.

В 1900 Пикассо со своим другом Casagemas уезжает в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время сопряжена со многими трудностями, а самоубийство его друга Casagemas глубоко подействовало на молодого Пикассо. При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубой период». Стиль этот Пикассо разрабатывает по возвращении в Барселону, в 1903—1904 г. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробатов с обезьяной», 1905).

«Голубой» период

На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902, обе в Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903, Музей изобразительных искусств, Москва)

«Голубой период»

Начало «голубого» периода , продолжавшегося немногим более трех лет, принято

относить приблизительно к середине 1901года, окончание – к концу 1904 года.

Многое из того, что составляет содержание «голубого» периода, восходит еще к

пребыванию художника в Мадриде. Так, уже тогда на палитре начали появляться

холодные оттенки, среди которых выделялись не только зеленые, но и голубые.

Например «Женщина в голубом», 1901

В то время Пикассо в основном писал и рисовал дам света в огромных шляпах и

тяжелых платьях. Они совсем не похожи на те бескровные лица, которые

впоследствии, благодаря бесчисленным репродукциям станут очень популярны.

В 1900 году Пикассо знакомится с графикой Теофиля Стейнлена.Его

заинтересовывает цветовая агрессивность северных художников, но именно в это

время он значительно огранчил свой собственный цветовой материал. Все у

него происходило быстро, иногда даже одновременно. Живописные работы, пастели

или рисунки постоянно изменялись в стиле, в выражении. Тема и характер

работ, которые разделяют несколько недель, а иногда и дней, могут быть в

корне различными. Пикассо обладал великолепной зрительной памятью и

восприимчивостью. Он скорее мастер оттенка, чем цвета. Живопись для художника

покоится прежде всего на графическом основании.

В Мадриде с февраль 1901 года Пикассо впервые принялся серьезно изучать новое

искусство, которое тогда начинало свое победное шествие почти по всей Европе.

Несколько месяцев, проведенные в Мадриде, оказались решающими для будущего

развития его жизни. Этот момент отмечен даже чисто внешней переменой: раньше

свои рисунки он подписывал П. Руис Пикассо , теперь же на его работах можно

увидеть лишь имя его матери.

В этот период Пикассо плодотворно работает. Организуются его выставки в

Барселоне. 24 июня 1901 года организуется первая выставка в Париже, где он

теперь жил. Здесь набирает силу новый стиль, прервавший тенденцию к

ограничению цвета холодными тонами .Париж толкал Пикассо к сильному оживлению

палитры. Все чаще появлялись картины с букетами цветов и обнаженными

натурщицами. Если в Мадриде художник в основном работал в голубом цвете, то

сейчас рядом с голубым и зеленым цветом ложились чистые, часто контрастные

краски. Новый стиль пробивался на поверхность. Широкие цветовые поверхности

художник иногда обводил голубым, фиолетовым л зеленым. Эта манера носила

название «периода оконных стекол».

В начале 1903 года Пикассо возвращается в Барселону и принимается за пейзажи,

почт все они выдержаны в голубом цвете. Пейзажная живопись всегда была у

художника в некотором пренебрежении. Пикассо недостаточно романтическая

натура, чтобы видеть в природе источник неиссякаемого вдохновения. По

настоящему его интересует только человек и то, что человека непосредственно

окружает или касается.

Эмоциональная основа теперь уже не уныние и отчаяние, а скорее что-то похожее

на равнодушие, часто готовое обернуться подлинной радостью жизни.

Голубой цвет смягчается теперь соседством с охрами и нежно-лиловыми

красками, обьединенными общим розовым тоном. Голубой период вступил в новую,

переходную фазу, время странствующих людей театра и цирка.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в старой, состоятельной буржуазной

семье (отец его был профессором, преподавателем художественной школы и

некоторое время хранителем музея). Мать очень любила его и называла Ангелом.

Отец ничего ему не запрещал. Даже самые дальние родственники очень рано стали

видеть в нем маленького гения.

Хотя сам он произошел из буржуазной среды, и буржуазными были его привычки

образ мыслей, живопись его не была буржуазной.

В 1896 году отец Пикассо снял для своего сына Пабла Пикассо Руиса мастерскую

на Калле де ла Плата, где он мог теперь работать без принуждения и присмотра

и делать все, что ему нравилось. На следующий год родители отправили его в

Мадрид.

Художником, во многом определившим характер западно-европейского и

американского искусства ХХ века стал Пабло Пикассо- испанец, основную часть

жизни проживший во Франции.

Уже в 1900 году Пикассо заявил о себе как зрелый мастер, близко принимавший к

сердцу судьбы простых людей. Герои его картин «голубого» и «розового»

периодов – простые женщины, акробаты, странствующие актеры цирка, нищие.

Даже произведения, посвященные теме материнства, проникнуты не счастьем и

радостью, а тревогой и заботой матери о судьбе ребенка.

Голубой период.

Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой

художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в

Барселону с завершенными и начатыми полотнами , написанными в совершенно

иной манере ,чем та , в которой он работал до сих пор. Печаль - вот что

рождает искусство, убеждает он теперь своих друзей. В его картинах

возникает голубой мир безмолвного одиночества , отверженных обществом людей

– больных, нищих, калек, стариков.

Пикассо уже в эти годы был склонен к парадоксам и неожиданностям. 1900-

1901 года обычно называют "лотреновскими" и "стейленовскими" в творчестве

художника, указывая тем самым на прямую связь с искусством его парижских

современников. Но после поездки в Париж он окончательно порывает со своими

увлечениями. "Голубой период" по мироощущению, проблематике, пластике

связан уже с испанской художественной традицией.

Ситуацию помогают понять 2 полотна – «Любительница абсента» и

«Свидание». (см. приложение 1) Они стоят на самом пороге «голубого

периода», предваряя многие его тематические аспекты и вместе с тем завершая

целую полосу исканий Пикассо, его движения к собственной истине.

Можно с уверенностью сказать, что в 15 лет Пикассо уже прекрасно владел

художественным мастерством в академическом смысле этого слова. А затем его