Смекни!
smekni.com

Язык культуры миф, символ, знак (стр. 2 из 3)

Культура, таким образом, всегда выходит за рамки достояния одного человека. Главной формой культуры является духовная, и поэтому культура всегда принадлежит человеку или множеству людей. Соответственно, выделяется три вида культуры:

· культура общества – вся совокупность фактов культуры, на исключительное владение или использование которой не имеет права претендовать ни частное лицо, ни какой-либо отдельный коллектив;

· культура коллектива (семья, фирмы, организации и т.п.) представляет собой опыт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, и является прямым источником деятельности данного коллектива;

· культура личности состоит из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умения пользоваться источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества.

Несмотря на то что существует и культура личности, культура прежде всего – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т.е. социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в той группе, в которой люди общаются. Соответственно, культур общения предполагает самый высокий уровень общения, отвечающий всем трем формам культуры.

Более того, культура есть не только что-то общее для какого-либо коллектива, но культура еще и созидатель и этого коллектива, и того общего, что его объединяет: основная работа культуры – в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобна биосфере, делает возможной дальнейшую жизнь, правда, не органическую, а общественную.

Значит, три вида культуры не вступают в противоречия друг с другом, но только дополняют и взаимно обогащают каждый из них. В то же время общественный характер культуры обязательно предполагает; что индивидуальная культура возможна только тогда, когда она воспринимает как элемент, часть общей культуры, как личный вклад в нее кого-то, но не как проявление антагонизма ей, поскольку культуре изначально характерны традиции и преемственность.

В связи с этим одним из важнейших понятий, которые передают сущность культуры и становятся механизмом осуществления ее преемственности, является память. Память в культуре подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Память, с одной стороны, фиксирует факты, события и достижения культуры и тем самым сохраняет их, с другой стороны, движение вперед, совершенствование невозможно без развитой памяти, а культура – это не только плод человеческого развития, но и двигатель его.

Важным свойством культуры является и осуществление взаимодействия между различными ее видами.

Это взаимовлияние и взаимообогащение различных составляющих культуры определяется ее основными свойствами, являющиеся движущей силой для развития культуры:

1. С одной стороны, упорядоченность как внешней, так и внутренней организации культуры. С другой – динамизм: потребность постоянного самообновления, того, чтобы, оставаясь собой, становиться другим. Это составляет один из основных рабочих механизмов культуры.

2. С одной стороны – единство определенной культуры, с другой – множественность культур и компонентов в рамках единой культуры.

В результате действия этих противоречий культурой правит принцип альтернативности, когда выбор и сочетание различных элементов дают неисчерпаемые возможности для ее развития.

Важно, что возможности для развития несет не только духовная форма культуры, но и материальная.

Еще одним важным аспектом культуры является необходимость ее сохранения. Речь идет о сохранении не только отдельных фактов культуры, но и ее границ, а также механизмов воспроизводства и развития. Поэтому особой задачей культуры нужно признать воспитание культуры как общества в целом, так и отдельных его представителей. А культура общества в целом достигается за счет повышения культуры входящих в него индивидуальностей. Воспитание культуры направлено на уважительное и широкое использование опыта общественного развития, собирание, хранение, классификацию всех фактов культуры и создание эффективного культуропользования.

В последнее время слали говорить уже об элементарном уровне культуры личности – базовой культуре личности, т.е. необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. Определенны и основные компоненты базовой культуры личности: комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций. При этом предполагается, в первую очередь, знание базовых фактов культуры того или иного народа или мировой культуры.

Человек культурный – это всегда человек образованный. Но, по сути, культура предполагает не обучение, а образование личности. И оба эти слова не случайно различаются по смыслу. В этом отношении человек обученный от образованного отличается тем, что он не знания получил, а умение добывать, применять передавать эти знания. Он не чьи-то мысли выучил, а научился сам мыслить. Он не только может повторить, кто и что сказал и то, как нужно говорить в той или иной ситуации, но сам в состоянии создать свою речь. Все это можно сформулировать так: культурный, образованный человек – это человек не только много знающий и умеющий, но прежде всего творческий. Поэтому культура личности обязательно предполагает не только овладение некоторыми необходимыми знаниями, умениями и навыками, но личностно освоенными в деятельности культурными ценностями. Следовательно, в основе образования лежит процесс познания – нахождение взаимосвязей между различными явлениями и их структурирование. А далее структура подсказывает лакуны – белые пятна, которые тоже требуют наполнения. Таким образом, познание как компонент культуры тоже диалогично, потому что идет движение от незнания к неполному знанию, а затем – к относительно полному.

Культура в наиболее общем виде предполагает наличие индивидуальности у человека и стремление проявить эту индивидуальность. И в то же время требует признания этой индивидуальностью права других людей на их индивидуальность и уважения этой их индивидуальности. Имеется в виду не обособление личности, а сознание, что индивидуальность – это отдельность внутри целого – общества. Это предполагает умение взглянуть на ситуацию с позиции другого, понять ход его мыслей, его чувства и т.д.

Таким образом, культура – это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая появилась и развивается благодаря целенаправленной и осознанной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах. Эта деятельность носит объединяющий коммуникативный характер, направленный на достижение высшего уровня качества, и потому сопровождается системой ограничений, благодаря которым происходит целенаправленный отбор достойного для продолжения и развития.

Культура гораздо шире и богаче этих ее сторон, о чем свидетельствуют четыре ее основные функции:

1. Адаптивная, обеспечивающая приспособление человека к окружающей среде.

2. Коммуникативная, формирующая условия и средства человеческого общения.

3. Интегративная – скрепление с помощью культуры любой социальной общности.

4. Социализация, т.е. включение индивидов в общественную жизнь.

III. Язык культуры:

3.1 Миф:

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры и как язык ее, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом – это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос – это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы», а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.