Смекни!
smekni.com

Культура, ее типы и функции (стр. 3 из 3)

Период

Тип культуры

VIII в. до н.э. – VI в. до н.э.

идеациональная

V в. до н.э. – IV в. до н.э.

идеалистическая

III в. до н.э. – IV в. н.э.

чувственная

V в.

идеалистическая

VI – XII вв.

идеациональная

XIII в.

идеалистическая

XIV – XX вв.

чувственная

Смена типа культуры воспринимается обществом как культурный кризис. Но для того чтобы понять сущность такого кризиса необходимо разобраться: что на что заменяется. [11, 430 – 431]

Исходя из общей теории культуры, мы понимаем, что происходит замена неких ценностей культуры, которые как раз и определяют тип культуры. Следовательно, чтобы уяснить сущность кризиса необходимо знать отличительные признаки каждого типа культуры.

Идеациональный тип культуры основывается на ценностях, сущность которых раскрывается как нечто сверхчувственное. Поскольку эти ценности сверхчувственные, т.е. недоступны чувственному их восприятию, то их значимость и актуализация осуществляется благодаря такому феномену как вера. Для такого типа культуры характерна вера в сверхчувственные ценности; например вера в загробную жизнь, в бессмертие души, в предначертанность выбранного пути (коммунизм), в Бога (религия).

Чувственный тип культуры основывается на ценностях, значимость которых подтверждается чувственностью их восприятия. Для такого типа культуры характерны такие ценности как полезность, наслаждение (гедонизм), счастье (эвдомонизм), жизнь (ницшеанство). Такой тип культуры был характерен в разные периоды древней Греции (досократики, эпикурейство), для эпохи Возрождения (барокко), а также для и современной Европы ХХ века.

Идеалистический тип культуры основывается как на чувственных, так и на сверхчувственных ценностях. В концепции П. Сорокина, такой тип культуры рассматривается как переходный между идеациональной и чувственной. Однако, как нам кажется, именно этот тип культуры является основным типом, а два других есть его крайности. Дело в том, что любое общество, любая культура всегда содержит в себе как чувственные, так и сверхчувственные ценности. И только преобладание одних над другими, позволяет нам дать оценку типу культуры. Поэтому идеалистический тип культуры можно назвать идеальным типом. [11, 451 – 454]

Отклонении от идеальности, где под идеальностью, подразумевается гармоничное сочетание чувственных и сверхчувственных ценностей. Культурный кризис есть предельная крайность отклонения культуры от своего идеального состояния.

Таким образом, осознание кризиса культуры возникает в тех обществах, где остро ощущается недостаток чувственных или сверхчувственных ценностей. Такое метание из одной крайности в другую наиболее характерно для Европы. Именно благодаря наличию такого движения, для культуры Европы характерен динамизм, в то время как сбалансированность ценностей в культурах других народов (например, исповедующих ислам или буддизм) делает их статичными.

В чем же особенность нынешнего кризиса в отличие от предыдущих?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в какой крайности мы очутились. Дело в том, что слово «мы» внутренне противоречиво, ибо в глобальном масштабе пока еще не произошло полного слияния всех культур в одно «мы». Например, Европа и США испытывают на себе крайность чувственного типа культуры, в то время как бывший СССР не выдержал крайности идеационального типа культуры (т.е. коммунистической идеологии). Сейчас Россия оказалась без своих сверхчувственных ценностей, и ее население стало ощущать это как бездуховность жизни.

Таким образом, Россия, как и Европа, испытывает кризис, вызванный крайностью чувственного типа культуры. Особенностью же нынешнего кризиса является то, что развитие науки, научный рационализм подорвал саму веру и поэтому возникновение сверхчувственных ценностей оказалось невозможным в принципе, ибо как уже отмечалось, существование таких ценностей может быть основано только на вере. Поэтому современный кризис культуры сделал актуальным иррациональные течения в духовной жизни общества. Но говорить о каких-то реальных достижениях пока еще не приходится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик неизменяющегося мира, потребности новой жизни. Нынешняя культура использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и благоденствие.

В XX столетии, как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязан­ность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выра­жены в ее функциях.

Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защи­тить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма – все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто слу­жебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей, например, отно­сится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функ­ции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чис­тоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человека.

Единство функций обнаруживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко об­наруживаются в любом культурном явлении, событии, предмете.

На протяжении истории типы культуры сменяя друг друга призваны отражать то, что происходит в данной конкретной исторической эпохе. В период смены культур наступает кризис, который может являться в какой-то мере «двигателем прогресса». Все это в совокупности подтверждает факт развития и в то же время возврата к точке отсчета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в культурологию / И.Ф. Буйдина и др. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335 с.

2. Долгов, К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мыс­ли XX в. / К.М. Долгов. – М., 1990. – 202 с.

3. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пос. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 480 с.

4. Культурология. История мира культуры. – М., 2000. – 205 с.

5. Культурология: Учеб. пос. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 400 с.

6. Культурология: Учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 573 с.

7. Малюга, Ю.А. Культурология: Учеб. пос. / Ю.А. Малюга. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 333 с.

8. Мамонтов, С.П. Основы культурологи / С.П. Мамонтов. – М.: Изд-во РОУ, 2003. – 272 с.

9. Розин, В.М. Введение в культурологию / В.М. Розин. – М.: Форум, 1999. – 224 с.

10.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 218 – 219.

11. Сорокин, П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – C. 427 – 505.

12.Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 292 – 293.