Смекни!
smekni.com

Древнейшие монастыри Тульского края (стр. 3 из 3)

В храме хранились ценные предметы начала XVIIв., полученные через сестру царя Михаила Фёдоровича, которая была замужем за первым тульским воеводой.

В 1759 г. церковь разобрали, и был сооружён новый храм с добавлением в нём с правой стороны придела во имя иконы Тихвинской Божией Матери (освящён в 1760 г.). В 1764 г. построена колокольня. В 1862 г. в новой пристройке к церкви был устроен придел во имя Святителя Тихона Воронежского. В 1876 г. в пристройке к холодной церкви освящён придел в честь иконы Толгской Божией Матери.

В 1894 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.

Здания снесены в 1933 г., на их месте в 1936 г. сооружён памятник воину Красной Армии (работа скульптора С. Н. Попова).

ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)

Ул. Металлистов

Храм расположен на берегу реки Упы вблизи древней кремлёвской стены. Каменная церковь была построена в 1646-1649 гг., при ней был каменный придел в два этажа: в нижнем – алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем – во имя Преподобного Сергия Радонежского. В храме хранились старинные иконы, пожертвованные царём Алексеем Михайловичем (середина XVIIв.) через своего духовника протоиерея московского Благовещенского собора Лукиана Кирилловича, который из-за царской опалы служил в тульской Казанской церкви.

Среди многочисленных ценностей Казанской церкви, имеющих художественно- историческое значение, следует особо отметить следующие:

а) резная на серебряной доске икона Казанской Богородицы, дар царя Алексея Михайловича и жены его Марии Ильиничны (1665 г.);

б) Казанская икона, шитая золотом и серебром по красному атласу, а слова тропаря (молитвы) и звёзды «низаны жемчугом». По преданию, эта икона является вкладом царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной (матери Петра Великого);

в) икона Владимирской Божией Матери 1597 г. в богатом окладе, сооружённом в 1694 г. из золота и серебра «с камением драгим и жемчугом»;

г) Казанская икона (размер 46,8х39,6 см), присланная в Тулу митрополитом Казанским Маркелом в 1698 г. Надпись на иконе свидетельствует, что Казанская церковь – «строение государева духовника протопресвитера Лукиана Кирилловича» (умер в 1669(?) г. и погребён при Казанской церкви).

Некоторые предметы из Казанской церкви (например, икона Архангела Михаила 1734 г.) были переданы на хранение в тульское Епархиальное древлехранилище (т. е. церковный музей).

В 1817 г. двухэтажные приделы переделаны в одноэтажные. Казанская же церковь в прежнем виде существовала до 1838 г., когда она была разобрана, и на её месте построена при участии архитектора В. Ф. Федосеева новая церковь, освящённая 6 июля 1856 г. В новой Казанской церкви все иконы и стенная живопись написаны академиком Т. Е. Мягковым.

В 1868 г. построена новая колокольня.

В 1894 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.

Здание снесено, на его месте построена школа ФЗУ. В настоящее время это профтехучилище.

ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ)

Союзный пер., 4

Приход образовался с XVIв. при существовавшей в 1567 г. церкви Святой Великомученицы Праскевы Пятницы. Из архивных данных видно, что в 1625 г. в приходе кроме деревянной Пятницкой церкви, была ещё другая, тоже деревянная, - в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1650 г. была выстроена каменная церковь Покрова Божией Матери с приделами Святителя Николая и Великомученицы Праскевы.

К 1765 г. церковь настолько обветшала, что её разобрали и построили новую, трёхпридельную, сохранив прежние наименования. После большого пожара 1834 г. от церкви остались одни только стены, но усердием добровольных жертвователей храм был полностью восстановлен.

В приходе существовали две школы грамоты.

Церковь занята под склад.

ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКОЙ (СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА)

Ул. Мосина, 16

В начале XVIIв. построена деревянная церковь во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра. Вместо неё, неизвестно в каком году, но несомненно до 1745 г., была построена каменная церковь во имя тех же святых, в которой в 1748 г. был устроен с правой стороны придел во имя Святых Космы и Дамиана, а затем – придел во имя Знамения Божией Матери Боголюбской (после закрытия храма икона была перенесена в тульскую церковь Двенадцати Апостолов).

Новый каменный храм, сооружённый в 1796 г., был освящён во имя иконы Боголюбской Божией Матери, приделы в новом храме были отстроены раньше (1779 г.) и освящены во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра (правый) и Святых Бессребренников Космы и Дамиана (левый). С этого времени церковь официально именовалась «Боголюбской», а в народе удержалось название «Флоровская». В 1833 г. выстроена новая колокольня.

В брошюре А. А. Любомудрова «Древняя Тула» сказано, что в постройке храма принимал участие Косма Семёнович Сокольников (1831 г.). Вероятно надо понимать, что К. С. Сокольников принимал участие в постройке колокольни, а не храма.

С 1894 г. в приходе открыта церковно-приходская школа.

Здание было занято под склад, колокольня снесена. Ныне здание возвращено верующим.

ХРАМ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ В ПАВШИНСКОЙ СЛОБОДЕ)

Ул. Мосина, 49

Самые ранние указания о храме восходят к 1624 г.: уже в то время была деревянная Успенская церковь с приделом Святителя Николая, построенная «посацкими крестьянами Чёрной Слободки».

В 1720 г. вместо деревянной церкви начали строить каменную. Строительные работы были закончены в 1773 г.

Во время капитального ремонта 1811 г. трапезная была расширена и в неё устроен придел во имя иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радости». В1814-1816 гг., т. е. сразу после Отечественной войны, прихожане построили каменную колокольню.

В 1871 г. с обеих сторон храма были пристроены приделы, соединённые с главным храмом арками: во имя иконы Божией Матери «Скорпослушница» (с правой стороны) и Святого Великомученика Пантелеймона (с левой).

В 1887 г. в приходе открыто церковно-приходское училище.

Здание занято под мастерскую.

ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА РЖАВЦЕ (НИКОЛЫ НА РЖАВЦЕ)

Ул. Революции, 6б

Место, занимаемое церковью, было некогда сплошным болотом, покрытым осокой и тростником, невдалеке протекала речка Ржавец. Постепенно почва осушалась, и в XVIIв. была построена деревянная церковь во имя Святого Николая, в народной памяти сохранилось название «Николы на Ржавце». Вместо этого храма в неизвестное время была построена цервовь деревянная во имя Рождества Богородицы с приделом Святого Николая.

В 1681 г. вместо этой церкви был поставлен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, купленный готовым у тульского Предтеченского монастыря. В 1749 г. построили каменную церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Николая, а деревянную в 1751 г. продали в село Иван-Озеро. В 1831 г. был пристроен второй придел – в память Рождества Святого Иоанна Предтечи.

С 1895 г. при церкви открыта школа.

Церковь возвращена верующим. Храм, в котором ранее располагался цех обувной фабрики, отреставрирован. В 1997-1998 гг. восстановлена ранее снесённая колокольня.

ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (ДМИТРОВСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)

Ул. Кладбищенская, 1а

Церковь расположена на окраине Чулковской слободы, близ реки Тулицы, на Чулковском кладбище.

Кладбище отведено в 1790 г. по прошению священноцерковнослужителей чулковской Христо-Рождественской церкви. Кладбищенская церковь во имя Великомученика Дмитрия Солунского освящена в 1801 г.

Храм строился во имя Сошествия Святого Духа, но когда церковь была отстроена, её освятили во имя Великомученика Дмитрия Солунского. Причиной переименования храма послужило то обстоятельство, что местные жители в день Святого Духа устраивали шумное народное гуляние («тюльпа»), и тульский преосвящённый Мефодий, желая отделить церковный праздник от языческого празднования, распорядился престольный праздник перенести на более позднее время.

По своему архитектурному плану церковь принадлежит к обычному в Туле трапезному типу. Трапезная и примыкающая к ней с запада колокольня всецело классического стиля, построены несколько позднее – в 20-е годы XIXв. В 1828 г. в храме устроено два придела: во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святых Апостолов Петра и Павла.

До 1808 г. самостоятельного причта при храме не было и богослужения отправляли священники церкви Рождества Христова в Чулкове.

Площадь храма с алтарями и подсобными помещениями всего 303 кв.м.

При церкви была церковно-приходская школа.

В храме совершаются регулярные богослужения.

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЗА МОСКОВСКОЙ ЗАСТАВОЙ

Ул. Октябрьская, 78

Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Приделы во имя Великомученика Пантелеймона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). При церкви существовал приют имени митрополита Московского Сергия (Ляпидевского).

В здании размещался склад. Теперь храм действует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. Тула, 1994.

2. Приходы и церкви Тульской епархии / Сост. П.Малицкий. Тула, 1895.

3. История Тульского края. Библиографический указатель. Тула, 1991.

4. Край наш Тульский. Рекомендательный указатель литературы. Тула, 1986.

5. Троицкий Н. И. Тульские древности. Тула, 2002.

6. Юркин И. Н. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь в Туле. Тула, 1994.