Смекни!
smekni.com

Значение письменности в человеческой культуре 2 (стр. 2 из 3)

Время возникновение славянской письменности учеными до сих пор точно не установлено. По одним данным это 11 тыс. до н. э., по другим 1 тыс. до н. э., по третьим 6 век н. э.

Указания на славянскую письменность, существовавшую до Кирилла и Мефодия, встречаются в письменных источниках 9-10 веков. В сказании Черноризца Храбра говорится о том, что до принятия христианства славяне книг не имели, но использовали «черты и резы». После принятия христианства записи вели латинскими и греческими буквами. Одна из самых ранних летописей - «Повесть временных лет» - свидетельствует о наличии письменности в Киевской Руси в 9 веке. Академик Б.А.Рыбаков относит ее возникновение к правлению киевского князя Оскольда. Ярчайшими доказательствами можно считать записи договоров с Византией(10 век).

Итак, точно установлено, что накануне деятельности Кирилла и Мефодия славяне пользовались тремя видами письменности: пиктографией, «чертами и резами», получившими к тому времени буквенно-смысловое значение, и, наконец, они использовали латинские и греческие буквы в записи слов.

Переломным моментом в истории Руси стала деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий родились в македонском городе Солуни. Мефодий в 820 году, Кирилл в 826. Братья свободно говорили на славянском языке и были очень образованными людьми. Интересна фигура Кирилла. На рубеже 60х годов 9 века он совершал миссионерскую поездку. В городе Херсонесе (раньше город Корсунь) он встретил человека с Евангелием, написанным «протокирилловским» языком, т. е. греческими буквами, приспособленными к передаче славянской речи. Это натолкнуло его на создание славянской азбуки. Уже с 863 года все богослужения стали вестись на родном языке, книги переводились с греческого на славянский. Кириллица быстро вошла в жизнь славянского народа. Но неправильно думать, что братья создали письменность на пустом месте, они опирались на уже существовавшую к тому времени греческую письменность. Для обозначения звуков присущих как греческому, так и славянскому языку использовались греческие буквы. Для звуков встречающихся лишь славянской речи было придумано 19 новых букв. Таким образом, она состояла из 43 букв. «Кириллица учитывала и правильно передавала фонетический состав старославянского языка» [3. стр. 211], но у нее был недостаток: она включала в себя 6 греческих букв не нужных для передачи славянской речи. Параллельно с кириллицей в 10 веке существовала глаголица. Она была короче кириллицы на 3 буквы, совпадала с ней по звуковому звучанию, расположению и названиям букв, однако отличалась довольно их сложным начертанием. Существует несколько версий ее происхождения. Одни ученые склоняются к тому, что и кириллица и глаголица были созданы Кириллом, но в разное время. Другие ученые придерживается мнения, что кириллица создана в Болгарии, чтобы приблизить славянское письмо к византийскому, а глаголица - результат кропотливой работы Кирилла. Выяснят ли ученые правду, покажет время, а пока нам остается строить лишь предположения.

Довольно долгое время российские и зарубежные историки думали, что письменность на Руси была уделом только священников. Однако берестяная грамота, которая была найдена в 1951 участницей новгородской экспедиции, опровергла эти убеждения. На берестяных грамотах (всего их было найдено около 900) содержались обыкновенные послания, записки, письма, что доказывает, что грамота на Руси была популярна в широких кругах населения.

Доказательством широкого распространении письменности служат многочисленные надписи (надпись сделанная на Тмутараканском камне в 1068), граффити (Софии Киевской), первые библиотеки (библиотека Ярослава).

Возникновение старославянского языка имело огромное значение в культурном развитии славянских народов. Благодаря созданию алфавита стало возможным развивать знания, накапливать культурный опыт народа, для последующей передачи его новым поколениям. Это стало огромным событием не только в истории русского народа, но и в мировой истории: «на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее» [1. стр.62].

Каллиграфия и стенография

Людям свойственно стремление к улучшению всего того, что их окружает, того, что они создают. С момента зарождения письменности, люди стремились усовершенствовать ее в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» -«красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма.

Каллиграфия делает письмо сродни искусству. Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты. Мастерами вне конкуренции в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире. Египтяне совершенствовали своё письмо и в другом направлении. Наряду с иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. «hieratikos» - «священный»), письмо жрецов, потом демотику (от греч. «demotikos» - «народный») - народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст».

В скорописи вырабатывались приёмы упрощённого написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. «ligatura» - «связь»), т.е. слитные написания; допускались определённые сокращения слов и словосочетаний.

Отсюда и произошла система сокращённой записи речи – стенография (от греч. «stenos» - «узкий», «тесный», и «grapho» - «пишу»).

Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте. Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков. Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннеса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно.

Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т.е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретённую им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчёты о заседаниях английского парламента. Это - единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор.

Будущее письма

Если внимательно изучить эволюцию письменности, то можно заметить, что толчком к новому этапу развития письменности служит точность. Древним людям чтобы ориентироваться во времени достаточно было четырех насечек: зима, весна, лето, осень. Сейчас нам важен не только день, но и час, минута, секунда. Потребность во всевозрастающей точности (и не только во времени) является характерной чертой нашего времени.

Что позволяет нам точно передавать интонацию речи? Конечно же, знаки препинания. Они появились сравнительно недавно. В 17 веке появилась точка- первый из знаков, остальные еще моложе. В русской грамматике система пунктуации начинает складываться в 18 веке. Современные правила сформулированы в 19-начале20 века.

Наше письмо сколь бы ни было оно совершенно, продолжает развиваться. И не исключено, что человек будущего глядя на наше письмо, сочтет его столь же неудобным, каким мы считаем глаголицу.

Еще в конце позапрошлого века был создан язык эсперанто - первый международный язык. Он призван облегчить общение между людьми разных национальностей, так как изучение живого языка весьма затруднительно. Естественный язык сложен, так как в нем много специфического связанного с менталитетом и историей народа. Эсперанто же графически прост. В нем всего 16 правил и ни одного исключения

Эсперанто не единственный искусственный язык, их существует около 300. Предложено также много проектов фонетической записи языка. Например «Международный фонетический алфавит» (МФА)- это система знаков для записи звуков любого языка. Однако запись знаками МФА очень сложна.

Существует довольно необычная система записи звуков называемая «видимая речь». Суть ее состоит в том, что записываются не сами звуки, а положение органов речи при его произнесении.

Цель, которой пытались добиться современные создатели систем письменности, заключается в стремлении найти универсальный способ записи речи, пригодный для любого языка. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он будет обязательно найден.

Стремительный рост объема информации стал характерной чертой нашего времени. Ученые назвали его «информационным взрывом». В восьмидесятых годах объем информации был так велик, что легче было провести какие-либо исследования, чем искать результаты аналогичных. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию прибегали к помощи компьютеров. Перед творцами тех первых компьютеров стояла сложная задача- создание компьютерного языка. Сейчас я смело могу сказать, что свою задачу они выполнили на отлично. В 21 веке мы по-прежнему живем в информационном веке. Но благодаря созданной компьютерной сети Интернет, поиск любой информации не составляет никакого труда и не требует много времени, мир становится более взаимосвязанным, целым. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям.

Итак, мы живем в век, когда человечество усиленно ищет способы преодоления языковых барьеров. Одни ученые видят будущее языка в постепенном слиянии ныне существующих. Другие придерживаются противоположной точки зрения, и говорят об укреплении национальных языков.