Смекни!
smekni.com

Шедевры архитектуры Древнего Египта (стр. 3 из 3)

Когда-то в египетской пустыне возвышался огромный погребальный комплекс фараона Аменофиса III, по прошествии столетий от храма не осталось ничего, кроме двух исполинских изваяний высотой по 20м, что раньше охраняли покой фараона, а нынче поля сахарного тростника, посреди которого они находятся. Неподалеку расположены и другие знаменитые царские заупокойные храмы — Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого, комплекс Рамсеса III в Мединет Абу, храм Сети I в Курне и, конечно же, террасный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (см.Приложение рис.6.)

Такой знаменитой и привлекательной для туриста Саккару, по большому счету сделала пирамида Джосера самая старейшая в Египте, за что была названа учеными «матерью пирамид». Это первое в мире грандиозное сооружение из камня. Пирамида состоит из 6 уменьшающихся кверху каменных плит и погребальных помещений, расположенных глубоко под землёй. Такой погребальный подарок своему фараону преподнес зодчий Имхотеп, а после пирамиды лишь усовершенствовались и дополнялись.Внутри в пирамиде Джосера под грудой камня расположено несколько помещений, камерного типа, в одном из которых стоял саркофаг с мумией, во всех других размещали вещи, необходимые в загробном мире, и статуи умершего. Сейчас там установлена точная копия небольшой статуи Джосера. А кроме пирамиды, любители достопримечательностей обнаружат здесь, относящиеся практически ко всем эпохам существования древнего Египта (см. Приложение рис.7.)

В истории древнего Египта было много мужчин фараонов, но лишь одна женщина — Хатшепсут. С помощью хитрости, ей удалось не только взойти на престол и получать все подобающие почести, но и править страной на протяжении многих лет, выдавая себя за мужчину. В период своего правления царица в основном занималась внутренними делами Египта, нежели военными походами. Храм Хатшепсут был богато и разнообразно разукрашен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями, и был построен рядом с храмом Ментухотепа, родоначальника фиванских царей (см. Приложение рис.8.)

Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу. Его несомненное достоинство в том, счто по сравнению с другими египетскими храмами он считается наиболее сохранившимся, не смотря на то, что найден он был в состоянии весьма плачевном. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Храм в Эдфу по архитектуре практически не отличается от своих монументальных египетских сородичей. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору. Он начинается втором по размеру во всем Египте массивным входным пилоном, в открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Оба зала — большой и малый, а также светилище, в которое некогда входить могли лишь посвященные — жрецы и сами фараоны, сейчас являют собой одну из достопримечательностей загадочного Египта.

Наряду с Эдфу и Дендерой наиболее сохранившийся храмовый комплекс можно обнаружить на острове Филе, что был самым крупным среди трех островов, формировавшую первый порог Нила.В древности остров носил название Пилак, что означало «угловой» или «крайний». С этого острова когда-то жрецы переправлялись на запретный островок Биге, который считался местом вечного сна бога Осириса и почитался, как особенно священный. Жрецы совершали здесь священные ритуалы на сотнях столов с дарами, символизировавшими место захоронения Осириса. Храмы, воздвигнутые на Филе около 350 г до н.э. были посвящены его супруге Исиде, которая силой своей любви воссоединила рассеянные по земле части тела супруга и воскресила его. было традицией, по крайней мере, раз в году совершать паломничество на священный остров, так как культ этой богини очень почитался. 1972-80 гг. храмы были разобраны и вновь собраны на островке Аджилкия , из-за опасности затопления. И теперь дважды в день в храме можно наблюдать красочные светопредставления (см.Приложение рис.9.)

Заключение

Мифологические и религиозно-магические представления древних египтян стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства. Тысячелетия прошли с тех пор, как в Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что в те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, преображающее видимый мир, обрело в сознании египтян великую магическую силу. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и «река времен» бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, невольно всплывает крылатое выражение: «все на земле боится времени, но время боится пирамид». Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила – человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были грозные народные восстания. Все это находило отклик в памятниках искусства. Одни из них выполнены по строго установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и с большей жизненной правдой изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж. Искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре.

Список источников

1. Бадж Эрнест Альфред Уоллис Египетская религия. Египетская магия. / Пер. с англ. – М.: Алетейа, 2000.

2. Всемирная история. / Под ред. Н.А. Алябьева, А.Н. Бадан. – М.: АСТ, 2000.

3. Древние цивилизации. От Египта до Китая. / Сост. А.Н. Павловская. – М.: Ладомир, 1997.

4. Зайцев А.В., Лаптева В.Я., Порьяр А.В. Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: Олма-Пресс, 2000.

5. История Древнего Востока. / Под ред. М.Е. Ерина, А.И. Кардаша. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Культура Древнего Египта/ Под ред. И. Кацнельсона. - М., 1976.

7. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

8. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

9. Мировая художественная культура. М.: изд-во «Новый диск», 2003.

10. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта/ Под ред. А. Л. Вассоевича. - СПб., 2000.

11. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1985.

12. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: Нева, 1997.

13. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: ГПИБ, 2000.

14. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М.: Алетейа, 2001.

15. Шмелев И.П. «Золото Древнего Египта», М., ИМА-ПРЕСС, 1990.

Приложение

Рис.1. Пирамида Хеопса.

Рис.2. Храм Амона в Карнаке.

Рис.3. Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Рис.4. Тутанхамон.

Рис.5. Абу Симбел.

Рис.6. Колоссы Мемнона.

Рис.7. Саккара.

Рис.8. Храм Хатшепсут.

Рис.9. Храмовый комплекс на острове Филе.


[1]Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.-С.18.