Смекни!
smekni.com

Контрольная по истории искусств (стр. 2 из 3)

Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры.

Религия, мифология.

Греческие религиозно-мифологические представления не есть нечто застывшее, неизменное. Мифология древних эллинов возникла на базе их стремления понять начала мироздания, объяснить появление жизни на земле, определить, почему идет дождь, дует ветер, в чем причины стихийных бедствий, каково место человека в окружающем мире и т.д. Она явилась шагом вперед в познании окружающего мира, самого себя, социальной организации, этапом в запечатлении знаний в чувственно-конкретных образах, осмыслении опыта, накопленного многими поколениями. Здесь художественный, мифологический, религиозный компоненты представлены в единстве. Мифологическое сознание создало целостный образ мира, где все имело свое значение, место и объяснение.

Древний человек мог объяснить мир и все в нем происходящее, только обращаясь к сверхъестественным силам, и все природное и человеческое получало свою сверхъестественную ипостась, олицетворялось божественными существами. Это привело к формированию религиозно-мифологической картины мира.

Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов. За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни.

Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки воспринимали богов как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Религия закрепляла и освящала классовую структуру общества, разделяющую господина и раба, богатого землевладельца и рядового гражданина. В религиозно-мифологических построениях уже заключены мировоззренческие проблемы - вопрос о началах мироздания, о происхождении мира, о его космическом родоначальнике (родоначальниках), об отношении мироздания и человека, выступающего в мифологии как отношение человека и богов, олицетворяющих явления природы. У Гесиода начинает просматриваться увядание мифологического образа. Систематизация, рационализация привела к тому, что боги сводятся к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале. Это своего рода предчувствие философии.

Философско-научные знания.

Социально-культурные изменения, переживаемые полисной Грецией, уже в архаический период, не могли не вызвать трансформаций в мировоззрении, в картине мира. Развитие торговли, товарного хозяйства в суровых природных условиях, относительная легкость передвижения способствовали развитию предприимчивости, активности, инициативы и, следовательно, необходимости познания реального мира, природных явлений, преодолению страха перед всем неизведанным. Особенно интенсивно развивалась Иония, расположенная на берегах Малоазийского побережья, оказавшаяся на пересечении торговых путей, связывающих Грецию с восточными странами. Именно здесь сформировались торговые и культурные центры, такие, как Милет, Эфес, Фокея. Расширялись контакты в разными странами, в том числе древневосточными, откуда вместе с протонаучными знаниями, еще не систематизированными, проникали и различные мистические культы, религиозные взгляды. В этом сложном и противоречивом процессе накопления сведений о мире в мифологию проникают зачатки рационального, научного знания, хотя они еще остаются в религиозно-мифологической, подчас мистической оболочке.

Начало философского знания исследователи видят уже в парафилософской мифологии, последней, третьей ступенью которой считается орфическая, связанная с именем Орфея - великого певца, создателя песен, стихов (орфических гимнов), растерзанного жрицами Диониса. Согласно взглядам последователей Орфея, человек двойственен - он телесен и духовен. Орфиков занимала проблема загробной жизни, бессмертия души. Тело- гробница бессмертной, согласно их верованиям, души. Цель жизни - освобождение бессмертной души через многочисленные перерождения, переселения в разные тела. Орфизм оказывает влияние на мировоззрение и сознание, в частности, на пифагорейство.

Собственно философское знание возникло в городах Ионийского побережья Древней Греции. Активная экономическая и социальная жизнь побуждала к накоплению знаний прикладного характера, технологических навыков, необходимых в практической деятельности (производстве, мореплавании, земледелии…). В VII-VI вв. до н.э. накопление знаний вызывает критическое отношение к религии и становится основой появления и развития так называемой натурфилософии (филео- любить, софия - мудрость, натура - природа). Любовь к мудрости сделала ценностью знания сами по себе, а не в рамках религии. Знания накапливались и на Востоке: в Китае, Вавилонии, Египте, но именно в Греции, которая усвоила достижения восточной протонауки, они стали обобщаться, систематизироваться, что и привело к формированию философских систем, школ. Но ранняя философия все же порождена рабовладельческим обществом, что наложило на нее отпечаток. Он просматривается в попытках обосновать институт рабства, в духовном аристократизме, презрении к производственной практике.

Античная философия возникает как мировоззрение промышленного торгового класса, демоса, связанного с производством, торговлей, с пробуждением личной инициативы, приобретением практических знаний. При всей наивности, созерцательности, умозрительности это уже философия, стремящаяся понять то или иное начало как субстанцию (неизменную основу). Уже происходит превращение образов, в том числе мифологических, в понятия. По свидетельству Аристотеля, именно ионийские натурфилософы стали искать материальную основу мира. Философское знание еще трудно было отделить от научного, от наблюдений за природой.

В классической Греции математика освобождается от влияния пифагорейцев, их мистического покрова и становится сферой профессиональной деятельности ученых. Греческие математики решение задач перестали жестко связывать с конкретным практическим использованием. Тем самым делается рывок от математики прикладной к математике абстрактной (теоретической). Греки впервые ввели доказательства. Уже на Востоке было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес доказал данную теорему. Это освободило математическую мысль от конкретности и превратило ее во всеобщее знание. Развивается дедуктивный метод, когда логический вывод делается на основе небольшого числа исходных посылок. (Пример - геометрия Евклида).

Художественная культура (литература, музыка).

Наиболее яркое выражение основные черты и ценности греческой культуры получили в разных видах искусства, в художественной культуре. Истоки ее восходят к рубежу II и I тысячелетий до н.э. Именно тогда появляются величайшие произведения - эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные на основе древней мифологии и народного героического эпоса, связанные с именем слепого легендарного певца-аэда Гомера.Героический эпос возникает на почве народного творчества.

В греческом эпосе сложился особый стихотворный размер - гекзаметр, т. е. шестистопный стих, который широко использовался в мировой поэзии.

Дальнейшее развитие музыкально-поэтических жанров послегомеровского времени (VII-VI вв. до н.э.) в период архаики отличалось богатством и разнообразием тематики. Из более поздних форм эпоса, следующих гомеровским традициям, наиболее известными стали две поэмы Гесиода, крестьянина по происхождению, "Теогония" и "Труды и дни".

Изменение социально-культурных условий в период разложения родовых устоев, кризиса родовой общины, имущественного расслоения приводит к тому, что ведущим литературным направлением становится лирическая поэзия, отражающая внутренний мир, личностные чувства человека, утратившего ощущение защищенности коллективом.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода является ярко выраженная гуманистическая направленность. В центре ее человек, его переживания, размышления.

Развитие и укрепление полиса в классический период (V-1Vвв. до н.э.), полисной культуры, становление и распространение демократии, демократических норм, эталонов прежде всего в Афинах, активизация общественно-политической жизни, охватившей все свободное население полиса, включая непривилегированные слои, оказывают влияние и на художественную культуру. В V веке происходит закат лирики, господствовавшей в архаический период. Она уходит с исторической сцены вместе с породившим ее господством аристократии. Ее сменяет театр, вызванный демократизацией общественной жизни, вовлечением в нее всех свободных граждан и вызвавший к жизни новые жанры. Именно в этот период происходит рождение трагедии - вершины развития древних мусических искусств, рождение театра не только как художественного, но прежде всего социально-культурного института.

Уходят в прошлое значимые, общественно-политические проблемы. На первый план выходит эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Большее место начинают занимать малые формы, драма сменяется мимом, эпос - идиллией, элегия - эпиграммой, большее место начинают занимать малые формы. Утонченная поэзия, хотя и мало связанная с реальной жизнью, услаждает привилегированные слои.