Смекни!
smekni.com

Искусство Павла эФилонова (стр. 2 из 2)

В 1918 г. он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914-15 г.г. (обе — смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею (в том числе — «Формулу петроградского пролетариата», 1920-21 г.г. — х., м., 154 Х 117 см.); заметим, что все основные работы Филонова, находятся в ГРМ, по завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова — Глебовой, Евдокии Николаевне (1888—1980).

К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“» — наиболее важный документ аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», т. е. беспредметно.

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, т. е. уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ; в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Позже Филонов курирует работу учеников, иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову).

Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки… Он часто пишет масляными красками по бумаге или картону (многие шедевры, как «Формула империализма», 1925 г., 69,2 Х 38,2 см.; «Нарвские ворота», 1929 г., 88 Х 62 см.; «Животные», 1930 г., 67,5 Х 91 см.; одна из последних работ Филонова — «Лики», 1940 г., 64 Х 56 см.).

К этому периоду относятся так же важные работы на холсте, как два варианта «Формулы весны», 1927—29 г.г. (второй монументальный холст — 250 Х 285 см.), «Живая голова», 1923 г., 85 Х 78 см.; динамичное — «Без названия», 1923 г., 79 Х 99 см. и «Композиция», 1928—29 г.г., 71 Х 83 см.

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г.; похоронен на Серафимовском кладбище

Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова

8 (21) января 1883 Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье.
1894–1896 Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием.
1897 Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж за Александра Андреевича Гуэ (1855–1919).
1897–1902 Учился в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Работал „по малярно-живописному делу“.
1898 Посещал вечерние рисовальные классы школы Общества поощрения художеств.
1901 Окончил малярно-живописную мастерскую, получив диплом маляра-уборщика.
1903 Сделал первую, но неудачную попытку поступить в Академию художеств. Осенью был принят в класс натурного рисунка Общества поощрения художеств.
1903–1908 Учился в частной мастерской академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского.
1907 Посетил паломником Афон (Греция), Палестину, Новый Афон.
1908–1910 Был вольнослушателем в Академии художеств (у Г.Р. Залемана, В.Е.Савинского, Г.Г. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского).
16 февраля 1910 Утверждено петербургское общество художников „Союз молодежи“. Филонов был среди его членов-учредителей. Впервые экспонировал свои произведения на выставке Союза молодежи в Петербурге.
10 декабря 1910– январь 1911 Состоялась выставка „Бубновый валет“, организованная М. Ларионовым (Москва).
Декабрь 1910 На „Международной художественной выставке“ в салоне В. Издебского (Одесса) впервые в России демонстрировались абстрактные работы В. Кандинского.
1911 Участвовал во второй выставке Союза молодежи.
1912 Участвовал в выставке Союза молодежи.Участвовал в выставке „Ослиный хвост“ (Москва).
1912–1913 Путешествовал по Италии и Франции, посетив Рим и многие другие итальянские города, Лион, Париж.Участвовал в выставке Союза молодежи.
2 и 4 декабря 1913 Состоялись спектакли, организованные Союзом молодежи — „Трагедия Владимир Маяковский“. Декорации Филонова и Школьника. Н. Бурлюк выступил с докладом „П.Н.Филонов — завершитель психологического интимизма“ (Петербург, Троицкий театр).
10 ноября 1913–10 января 1914 Участвовал в последней выставке Союза молодежи (Петербург).
Январь 1914 Вышел из печати сборник „Рыкающий Парнас“ с иллюстрациями Филонова, запрещенный цензурой.
Март 1915 Вышла из печати книга Филонова „Пропевень о проросли мировой“ (Петербург).
1916–осень 1918 Был мобилизован и направлен на Румынский фронт. После Февральской революции был избран солдатами председателем Военно-революционного комитета Балтийской дивизии.
1918 Возвратился в Петроград и передал товарищу Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. Поселился в доме сестры Екатерины Николаевны на Старопетергофском пр., 44, вернулся к занятиям живописью.
Апрель 1918 Участвовал в „Выставке московских футуристов“, Тифлис.
Май–июнь 1918 Участвовал в „Первой государственной свободной выставке“ в Зимнем дворце. Показал картины под общим названием „Ввод в мировый расцвет“.
3 апреля 1921 Открылся живописный отдел петроградского Музея художественной культуры. В экспозиции были работы Филонова.Участвовал в Третьей периодической выставке „Общины художников“, Петроград.
1922 Участвовал в выставке „Объединение новых течений в искусстве“ в Музее художественной культуры, Петроград.Участвовал в выставке живописи и скульптуры в Саду Народного дома, Петроград.Участвовал на „Еrste russische Kunstausstellung“, Берлин, галерея Ван Димен.Участвовал в Пятой выставке „Общины художников“, Петроград.
22 мая 1923 Опубликовал в журнале „Жизнь искусства“ (№№ 20) «Декларацию „Мирового расцвета“». В этом же номере журнала были помещены манифесты К. Малевича, М. Матюшина и П. Мансурова.
9 июня 1923 Выступил на музейной конференции (Петроград) с докладом, в котором „от группы левых художников“ предложил преобразовать Музей художественной культуры в „Институт исследования культуры современного искусства“.
Октябрь–декабрь 1923 Руководил отделом общей идеологии петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), написал исследовательскую программу: «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа, как высшая школа творчества. Система „Мировой расцвет“».Участвовал в „Выставке картин петроградских художников всех направлений“, Петроград, Академия художеств.
1925 Участвовал в VI выставке Общины художников.
Июнь–октябрь 1925 Вел занятия с учениками в помещении Академии художеств.
Осень 1925 В Академии художеств состоялась трехдневная выставка работ группы Филонова.
17 апреля 1927 Состоялась „Выставка мастеров аналитического искусства. Школа Филонова“ в ленинградском Доме печати.
Апрель 1927 В Доме печати состоялась постановка „Ревизора“ Н. В. Гоголя. Режиссер И. Терентьев, декорации и эскизы костюмов работы учеников Филонова.
1 ноября 1927 Работы Филонова включены в экспозицию новейших течений Русского музея, организованную Н. Пуниным.
Осень 1929 — декабрь 1930 В залах Русского музея была развернута персональная выставка Филонова, открытие которой не состоялось.
30 декабря 1929 Состоялся под председательством С. К. Исакова общественный просмотр закрытой выставки Филонова. Большинство участников-рабочих высказались за открытие выставки.
26 декабря 1930 Состоялся общественный просмотр закрытой выставки Филонова в Русском музее, на котором большинство участников высказались за ее открытие.
1930 — до 1938 Редкие заработки по искусству от заказов, оформленных при помощи Н.Н. Глебова, мужа Евдокии Николаевны, сестры Филонова, на П. Э. Серебрякова, сына его жены: карта Северного полушария для Музея антирелигиозной пропаганды в Исаакиевском соборе, портреты правительства и плакаты к коммунистическим праздникам.
1931 ИЗОГИЗ выпускает 25000 тиражом цветную репродукцию с картины Филонова «Женская ударная бригада на заводе „Красная заря“ в Ленинграде».
30 ноября 1931 Издательство „Асаdemiа“ предложило Филонову иллюстрировать карело-финский эпос „Калевала“: он отказался в пользу своих учеников.
16 июня 1932–февраль 1933 Участвовал в выставке „Художники РСФСР за XV лет“ (Ленинград, Русский музей). Филонову был предоставлен отдельный зал, в котором он показал 85 работ.В июне 1933 года та же выставка открылась в Москве (ГИМ).
25 сентября 1934 В день рождения опального Шостаковича начал писать картину, названную потом „Первая симфония Шостаковича“ (1935, ГТГ).
10 и 19 ноября 1934 Выступление на собрании в Доме художников с докладом “Я буду говорить“, где изложил свою концепцию образования и реформы АХ.
1938 Арестованы Н.Н. Глебов, муж сестры Филонова Е.Н. Глебовой, П.Э. и А.Э. Серебряковы, сыновья жены Филонова. Пишет картину, на которой изображает рядом с осужденными пасынками И.В. Сталина (не сохранилась).
3 декабря 1941 Умер в блокадном Ленинграде от истощения. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского (ныне ГРМ установлены стела с именем художника на его могиле и памятная доска на фасаде дома, где он жил и умер).