Смекни!
smekni.com

Понятие фонетики в русском языке (стр. 7 из 8)

12. Ударение

Ударение – выделение какого-либо слога в слове. Ударный слог выделен своей длительностью и силой.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гôстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

Ударение выполняет две функции:

1) выделения слов из общего речевого потока.

2) различения омографов. В русском языке ударение может падать на любой слог слова. К тому же оно подвижно, т.е. в разных формах слова ударение может падать на любой слог.

В многосложных словах может появляться второстепенное ударение. Место ударения в слове диктует орфоэпия.

Фонетическое слово – это группа слогов, связанных общим ударением. Фонетическое слово может не равняться лексическому. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой.

Существует вариантность ударения. Причины вариантности ударения разные. Одна из важнейших причин – контакты с другими языками. Например, когда-то слово паспорт, пришедшее к нам из французского языка (а в этом языке, как известно, ударение постоянное – на последнем слоге), имело ударный гласный [о]. Освоенное русским языком, имя существительное паспорт изменило «местоположение» ударения, которое переместилось на гласный [а] в первом слоге.

Вариантность ударения проявляется и в специально-профессиональной сфере. Моряки, например, произносят слова компас и рапорт с ударением на последнем слоге.

Основным «двигателем» ударения являются причины чисто языковые, и особенно действенной оказывается аналогия. Например, глагол вихриться (как и существительное вихрь) первоначально имел ударение на первом [и], а затем по аналогии с такими глаголами, как змеиться, кружиться, «переставить» свое ударение на соседний слог.

Вариантные (старые) ударные позиции слов сохраняет поэзия; от ударения зависит размер стиха, и перенос его «ломает» стихотворную строчку. Поэтому произносим мы стихи с учетом произношения, свойственного их автору.

13. Чередование звуков

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского литературного языка имеются позиционные чередования звуков. Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемых историческими.

Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных. Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково, например, чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике.

14. Говорим правильно

Что значит – говорить правильно?

Прежде всего следует четко произносить звуки; так, чтобы шипящие действительно шипели, свистящие свистели, взрывные взрывались, а дрожащие вибрировали, как им положено. Иначе говоря, необходимо выработать хорошую дикцию.

Если нечеткая дикция связана с недостаточной разработанностью речевого аппарата, то обращаются к логопеду, который «ставит» произношение трудных звуков. Логопед часто помогает детям, которые еще не научились хорошо говорить, - как, например, персонажи стихотворения В. Суслова:

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!..

«В пятки»?

«В вунки»?

Что такое?!

Ничего не разобрать!

Первый малыш не выговаривает [р], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [р] и [л].

Для того, чтобы тренировать детей в произношении трудных звуков, используют скороговорки. Например такие:

Я жук, я жук! Я тут живу.

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…

Дождик, дождик, что ты льешь,

Погулять нам не даешь?!

У реки, у пруда

Расцвела резеда.

Русский народ придумал их много.

Нечеткая речь иногда связана с неряшливостью просторечья. Такое неуважительное отношение к речи непростительно.

Действительно, четкая дикция очень важна для хорошей речи.

Но бывает и так, что человек с хорошей дикцией говорит неправильно, потому что не соблюдает правил литературного произношения.

15. Благозвучность русского языка

Русский язык благозвучен. Что это значит?

Как можно определить благозвучие вообще – применительно к любому языку?

Справедливым считается, что благозвучие предполагает сочетания звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».

Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. Для русского языка это связано прежде всего с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Хотя гласных у нас только шесть, а согласных в шесть раз больше, их активность в речи почти одинакова: определенно, что гласных в речевом потоке примерно 42%. Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоническая соразмерность русской речи.

Морфологический принцип орфографии в русском языке главный. А какой же принцип является второстепенным? Морфологическому принципу противопоставлен фонетический, который обязывает нас писать различно одну и ту же морфему, если она в разных условиях звучит по-разному. В результате на письме появляются варианты одной и той же морфемы. Вот приставки на -з: из-, воз-, без- и другие. Они пишутся то с буквой з, то с буквой с (в соответствии с их звучанием). Например, в словах безоглядный (перед гласным), безмерный (перед сонорным), безболезненный (перед звонким согласным) в конце приставки слышится звонкий звук [з] – он и обозначается на письме. А в словах бесполезный, бессловесный (перед глухим) слышится глухой [с] и пишется буква с. Однако подобных вариантов написаний в русском языке сравнительно не много.

16. Родник языка

Как же возникло важное и нужное свойство звуков речи – их содержательность? Чтобы проследить за этим процессом, нужно углубиться в самые истоки языка, теряющиеся в смутных далях времени.