Смекни!
smekni.com

Специфика операторского искусства в кинематографе (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

СПЕЦИФИКА ОПЕРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КИНЕМАТОГРАФЕ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК КИНО

СТУДЕНТКИ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

4 КУРСА 160603

ТРУФАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ

МАНОХИН ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

БЕЛГОРОД, 2008

Операторское искусство принадлежит к тем областям художественного творчества, без которых не может существо­вать кинематограф.

Кино — искусство зрелищное, пластическое, и изображение является одним из главнейших компонентов в воплощении идейно-художественных задач. Специфика этого вида искусст­ва предполагает особое значение профессии кинооператора, роль которого в процессе работы над фильмом трудно переоце­нить.

Прогресс техники значительно обогатил выразительные возможности кинематографа: он стал не только говорящим, но цветным, широкоэкранным, широкоформатным. И что самое существенное, он давно уже перестал быть лишь видом зрели­ща. Кинематограф – это способ рассказать о жизни, выразить свое отношение к ней, проанализировать ее процессы. Это и искусство и философия.

В этом постоянно развивающемся искусстве все возрастает роль оператора – сценариста и режиссера, интерпре­татора и соучастника их творческого замысла. Средствами зри­тельной пластики – светом, движением, колоритом – оператор создает на экране пластический образ, аккумулирующий и эмоциональный и философский ряды, некий целостный, свое­образный мир со своими героями, средой, неповторимую атмо­сферу, настроение, то есть то, что и делает фильм произведе­нием искусства. Однако именно эта область художественного творчества до сих пор наименее изучена в современном кино­ведении. Подробный анализ работы кинооператора – все еще редкое явление на страницах кинематографической печати.

Кинооператор – профессия в кинематографе. Это человек, снимающий фильм на кинокамеру. Он ответственен за изобразительное решение фильма. Оператор – специалист, знающий изобразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, оптических приборов.

Оператор создает изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Является одной из ключевых фигур в создании кино и теле- фильмов всех видов: художественных, игровых, документальных, научных и многих других.

По словам Вадима Абдрашитова: "Именно оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины – это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства".

Зритель видит фильм глазами оператора. Во многом от таланта этого специалиста, владения им изобразительными приемами, умения почувствовать и передать атмосферу кинокартины зависит ее успех.

Операторское искусство, специфическая для киноискусства область художественного творчества, задачей которой является создание методами киносъемки киноизображений, наиболее полно и выразительно раскрывающих содержание и идею фильма.

Становление и развитие операторского искусства тесно связаны с развитием кинематографа в целом, освоением достижений живописи, театра и других искусств, с разработкой и утверждением собственных выразительных средств

Используя выразительные возможности киноизображения - композиционные, светотональные, колористические решения, план и ракурс, движение камеры и т.д., а также средства современной кинотехники, оператор на основе сценария и творческого замысла создаваемого фильма, разрабатывает совместно с режиссером и художником изобразительное решение. Кинооператор снимает фильм и на нем лежит ответственность за выразительность образов фильма на экране, за изобразительную композицию кадров фильма, за освещение, тональность, колорит, приемы съемки, качество негатива изображения.

В художественном кинематографе оператор в творческом контакте с режиссером и художником работает над постановкой и съемкой фильма, участвует в разработке постановочного сценария и декорационного оформления фильма, руководит работой всей операторской группы.

В документальном кинематографе работа кинооператора- это творческая киножурналистская работа, где кинокамера отображает события и явления действительности. На операторе лежит ответственность за достоверность и выразительность кинодокумента.

В научной кинематографии камера оператора служит средством научного исследования и популяризации науки и требует от оператора знания и высокого мастерства выполнения специальных видов киносъемки.

К какому бы жанру ни относился будущий фильм, работа кинооператора всегда является непременной его частью, во многом определяющей форму его художественной выразительности.

Если в документальных фильмах оператор может быть единственным автором произведения, то в фильмах художественно-игровых работа оператора протекает в творческом содружестве с режиссером, художниками, а основой такого фильма служит литературное произведение - киносценарий.

Несмотря на то, что ни режиссер, ни художник, ни кинодраматург сами не снимают, они должны понимать выразительные возможности кинооператорских средств. Наиболее сложен для постановки художественный фильм, в котором снимаются актеры.

Постановка фильма - это весь комплекс работы по созданию фильма, от написания так называемого постановочного сценария, подготовительного периода, самой съемки и до окончательного монтажа снятого материала.

Фильм может быть поставлен на основе самых разнообразных литературных источников. Основой для написания сначала литературного, а затем разработки постановочного сценария часто служат рассказ, пьеса; иногда автор создает оригинальный сценарий специально для будущей кинопостановки.

При работе по созданию художественного фильма съемкам всегда должна предшествовать предварительная подготовка как в отношении будущих творческих решений, так и по линии производственно-технического оснащения.

Подготовительному периоду следует уделять самое серьезное внимание, так как от его проведения во многом зависит решение художественных задач. Во время подготовительного периода надо представить себе весь будущий фильм по всем составляющим его элементам. Нужно определить средства выполнения творческих задач, запастись всей необходимой техникой, предметами обстановки, костюмами, реквизитом.

Творческая подготовка начинается с прочтения литературной основы будущего фильма. Под прочтением мы подразумеваем тщательное изучение литературного сценария (пьесы, рассказа, повести), по которому будет написан постановочный сценарий.

Если материал сценария недостаточно хорошо известен постановщику, следует заняться изучением дополнительных источников, посетить музеи, просмотреть подлинники или репродукции картин и т. п. Можно проконсультироваться со специалистами той области, из которой взята литературная основа сценария.

Оператору следует стремиться к выявлению каких-либо характерных деталей, предметов обстановки, костюмов и вообще всего того, что может характеризовать эпоху, время действия. Это все в дальнейшем будет помогать раскрытию содержания и характеров действующих лиц.

Когда экранизируют литературное произведение, полезно выписать все характерные детали места действия, обстановки, литературные характеристики действующих лиц.

Такие выписки помогают кинооператору находить правильное изобразительное решение будущих сцен, кинопортретов, глубже раскрывать средствами кинематографического искусства замысел автора.

После того как будет прочитана и изучена литературная основа, получены все дополнительные материалы, сделаны все необходимые выписки, приступают к написанию постановочного сценария. В этом процессе может принимать участие весь съемочный коллектив.

Если для съемки фильма будут строиться декорации, то художник в процессе разработки постановочного сценария должен сделать эскизы. Целесообразно, чтобы кроме эскизов художник изготовил хотя бы несложные макеты будущих декораций. В этом случае режиссер и оператор, разрабатывая постановочный сценарий, смогут продумать генеральную мизансцену в наглядно представленном будущем съемочном пространстве. К макетам следует изготовить из картона фигурки действующих лиц в соответствующем масштабе и на них, собственно, и решать мизансцены.

Все положения действующих лиц как на генеральной, так и на съемочных мизансценах следует фиксировать в виде покадровых зарисовок.

Если ко времени работы над постановочным сценарием уже выбраны натурные места и подлинные интерьеры, желательно иметь их фотографии для решения будущих мизансцен. Для этого следует вычертить примерный план каждого места киносъемки и записать часы, когда солнце наиболее интересно, выразительно освещает объект.

Работая над постановочным сценарием, режиссер и оператор должны определить длину каждого монтажного куска, каждой монтажной фразы, из которых будет составлен фильм. Практически длина монтажного куска определяется "проигрыванием" его; при этом время замечается секундомером. Под проигрыванием мы подразумеваем примерное исполнение актером или кем-либо из съемочной группы того действия, которое впоследствии развернется перед кинокамерой во время съемки. Учитывается и продолжительность диалога. После такого хронометража, зная продолжительность действия в каждом монтажном куске, можно перевести это время на длину каждого отдельного куска, для чего необходимо знать скорость прохождения пленки в определенный отрезок времени.