Смекни!
smekni.com

Архитектура Древней Индии (стр. 6 из 6)

IV – II вв. до нашей эры – время возникновения первой империи в Северной Индии. Ашока Мурая – правитель империи еще в III веке до нашей эры применяет индийское вероучение буддизм (появившееся в Индии в VI веке до нашей эры), для сплочения всего индийского народа.

Существует легенда, которая рассказывает про принца Сиддхартха Гаутама. Этот легендарный персонаж очень много времени проводил в размышлениях и поисках. Его труды были вознаграждены – он познал истину и стал «просветленным» - Буддой.

Во времена правления Ашока в Индии возводятся первые стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы.

До I века нашей эры Будду изображали в виде символа, но в это время все кардинально меняется: жители Индии признают его своим богом и теперь изображают Будду в виде человека. В период с I века до нашей эры и по III век нашей эры на индийскую культуру мощное влияние оказывает позднеэллинистическое искусство. Это привело к тому, что своего бога они стали изображать с милосердным, мягким и кротким выражением лица. В то же время были и элементы, которыми Будда отличался от изображений простых смертных: несколько удлиненные мочки ушей, точка между бровями, называемая урной, покрытый волосами вырост на голове, называемый ушниша и пр. Это время так же стало началом распространения культа так называемых «небесных спасителей» - бодхисатв.

IV – V вв. нашей эры. В этот период буддизм сливается с древними местными религиями, после чего самого Будду начинают считать воплощением Вишну – индуистского божества. Искусство данного периода так же переживает некоторые изменения. Мастера живописи занимаются созданием произведений искусств, причем не только религиозной тематике, теперь они свое внимание сосредотачивают на светских мотивах и настроениях. Такая живопись начинает проникать храмы, где прекрасно сочетается со скульптурой и архитектурой. Среди наиболее знаменитых памятников архитектуры с многочисленными росписями, является комплекс буддийских храмов и монастыре Аджанты. В этот комплекс входит около 30 пещер, которые были высечены в скалистом берегу реки. Внутренние помещения пещер оштукатурены и уже поверх штукатурки нанесены многочисленные росписи, повествующие о различных буддийских сюжетах. Помимо религиозных изображений в комплексе Аджанты можно встретить росписи посвященные жителям страны, причем не только царям, а и людям из низших классовых слоев. Еще можно увидеть изображения, превосходно передающие красоту природы Древней Индии.

Мастера, занимающие росписью, смогли достичь совершенного мастерства в изображении человека и его тела, научились рисунком передавать всю физическую и духовную красоту человека. Пещерный комплекс Аджанты с его удивительными росписями, поистине является выдающимся памятником прошлого.

VII – XIII – период индийской феодальной раздробленности, время когда происходила частая смена правителей. В эти времена активно развивается такое вероучение как индуизм – культ сил природы.

Во время раздробленности Индийской державы большой популярностью пользуются театрализованные массовые представления с проведением обрядов, музыкальным сопровождением, танцами и использованием разнообразных масок.

Считается, что подобное представление проводилось неподалеку от города Мадраса в Махабалипураме перед рельефом «Нисхождение Ганга», размер которого составляет 9х27 м. Сам рельеф посвящен благотворной силе реке Ганга. По легенде она протекала по небу, но людям все же удалось упросить богов переместить ее на индийские земли. В центре рельефа находится расселина (символ русла реки), которую обязательно при проведении празднеств смачивают водой. Фигуры людей, богов и животных (львов, слонов со слонятами, птиц, антилоп, обезьян), изображенных на рельефе обращены к его центру.

Жители Индии по-своему воспринимали и трактовали мифические сюжеты, что позволило создавать им сооружения удивительных масштабов поражающих удивительной игрой света и тени.

На острове Элефанты располагаются пещерные храмы. Если пройтись по ним с факелом, может сложиться ощущение, что все установленные в них скульптуры в действительности являются живыми, а не сделанными из камня.

Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии. В центральном зале этого пещерного храма располагается бюст трехликого бога, высота которого составляет три метра. Глядя на бюст ощущается мощь этого бога, и этот эффект в значительной мере усиливают пересекающие лицо божества полосы каменной породы. Пространство вокруг бюста заполнено масштабными контрастами, пластичными формами, игрой света и тени.

При отображении своих мифологических представлений, мастера Индии не скупились на глубину идей, изобилие форм, что позволило им создать шедевры искусства, привлекающие к себе внимание своей красочностью и многогранностью.

Традиции пещерной и скальной архитектуры Индии оканчивается в IX – конце XII вв. В это время главным украшением всех помещений становятся скульптуры. Изменения коснулись и храмов – теперь они представляют собой высокие башни, называемые шикхара, имеющие зал для проведения ритуальных танцев. Весь храм делится на несколько ярусов, помещения обильно украшаются скульптурой.

XIII век – на территорию Индии вторгаются мусульмане и приносят с собой свою религию – ислам. Под влиянием мусульманской культуры, жители индии отказываются от своих видов скульптуры, живописи и архитектуры. В скором времени начинают появляться мавзолеи, мечети и минареты.

Заключение.

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список литературы:

1. Искуство Индии Авторы: И.О.Галеркина, Ф.Л.Богданов 1963г.

2. Искусство стран и народов мира Авторы: Н.В.Баранов, Б.В.Ваймарн

3. Малая история искуств Авторы: В.В.Вертоградов иД.В.Деопика 1979г.

4. Искуство Индии Авторы: Прокофьев А.В. 1964г.

5. Энциклопедия: религии мира Авторы: М.Аксёнова, Г.Храмов 1996г.

6. Большая Советская Энциклопедия Авторы:А.М.Прохоров 1972г.

7. История Искуств Авторы:Воротников А.А. Горшковоз 1997г.

8. Чудо, которым была Индии Авторы: Бэшем А.Л. 1977г.

9. Искуство Южной и Юго-Восточная Азии Авторы: МодеХ. 1978г.

1. Бонгард - Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 1993

2. Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998