Смекни!
smekni.com

Лекции по риторике (стр. 5 из 6)

Выделяют следующие этапы устного выступления:

1) Докоммутативный – до выхода в аудиторию.

2) Коммутативный – поведение оратора перед публикой.

3) Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:

- полноты реализации замыслов

- логики изложения

Анализ ситуации речевого общения.

Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два вида:

- агитационное

- пропагандистское

Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.

Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.

Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.

Особенности и наиболее характерные недостатки:

1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.

2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.

3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )

4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

Особенности и рекомендации:

1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.

2. Избегать излишних ссылок и цитирования.

3. Не затрагивать тем «не по плечу».

4. Избегать фраз общего содержания.

5. Не впадать в многословие.

6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

3) Оратор здравого смысла.

Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».

Особенности и недостатки:

1. Оратор часто теряет мысль.

2. Самая «сильная» речь (адвокатская).

Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления.

Различают три стиля мышления:

1) дискурсивный

2) интуитивный

3) ассоциативный

Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.

Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.

Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.

Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

Коммуникативная точность речи.

Различают два вида точности:

понятийная

предметная.

Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).

Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).

На практике используют другие понятия:

Фактическая точность

Коммуникативная точность.

Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.

Типы ошибок, нарушающих К.Т.

При смешении слов

- сходных по значению

- сходных по звучанию

- сходных по значению и звучанию

- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.

Стратегический этап ораторской деятельности.

Подготовка устного выступления.

1) Работа над фактами и теоретическим материалом.

- как отбирать факты

- работа с источником

2) Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.

3) Способы выступления. Репетиция речи.

1) Работа над фактами и теоретическим материалом Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов

- они должны быть достоверны и точны

- подчинены общей идеи выступления

- необходимо отбирать только важные и существенные факты

- важно личное, эмоциональное отношение к фактам

- необходимо грамотно истолковывать факты

Работа с источниками

Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

- при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики

- читать с максимальной пользой, оценивая литературу

- обязательно вести записи

- читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»

- необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.

2) Редактирование текста.

Способы написания текста

- пишется полный текст выступления

- написать речь в виде подробного логического плана

- пишется краткий план

- вообще не писать никакого текста

Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.

Показатели формообразующих свойств текста

- дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя).

- линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени

- связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом

Недостатки логико-композиционного построения текста

- композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания

- стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения

- неумение распорядиться отведенным временем

- неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории

- недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов

3) Способы выступления.

- чтение текста речи

- воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

- сводная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания.

Что делать, если забыли текст выступления

- превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы

- создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков

- необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация:

впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста

повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания

ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки

Режиссура выступления.

1) Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.

2) Фонетическая культура.

3) Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений.

4) Психофизическая подготовка оратора. Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи. Понятие публичного одиночества. Система Станиславского и система Брехта в создании образа.

5) Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда.

6) Другие рекомендации по режиссуре выступления и создания атмосферы в аудитории.

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи

интонация:

- высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

- тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации включает:

- интонационная развертка знаков препинания

- работа над темпом и стилем речи

- различные виды пауз: физиологические

грамматические

смыслоразличительные

психолингвистические

которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.

- работа над голосом

Фонетическая культура.

- правильное произношение слов

- правильное ударение в словах