Смекни!
smekni.com

Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции (стр. 2 из 2)

Главные отличительные черты дорического ордера.

Дорическая колонна не имеет базы, её ствол устанавливается непосредственно на стилобат. В разрезе колонна представляет собой круг. Классическим соотношением высоты ствола к диаметру является соотношение 6 : 1. Ствол утоньшается кверху, чуть ниже середины колонна имеет едва заметное утолщение – энтазис – позволяющее смягчить впечатление строгости и жёсткости, которое колонна производила бы, имея точную геометрическую форму. Ствол обрабатывается по всей длине желобками-канелюрами, число которых колеблется от 16 до 20. Канелюры убирают монотонную цилиндричность колонны и благодаря светотеневой игре помогают ощутить округлость самой колонны. Немного не доходя до конца, ствол колонны опоясан узким углубленным желобком. Верх колонны либо напрямую, либо через посредство трех валиков переходит в капитель.

Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки, расширяющейся кверху, — эхина, — и лежащей на ней квадратной плиты — абаки. Расширение диаметра колонны за счёт капители позволяет уменьшить расстояние между опорами – пролёт, и обеспечить постепенность передачи давления на ствол. Дорическая колонна при всей простоте своей формы прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею.

Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: его нижний горизонтальный пояс — архитрав — гладкий, не расчленяющийся на элементы. Верхний горизонтальный пояс — фриз — отделяется от архитрава узкой выпуклой полоской. Фриз состоит из двух чередующихся частей - слегка выступающих триглифов и полей между ними — метоп. Триглифы являются декоративным выражением торцовых окончаний лежащих на архитраве балок перекрытия. Они украшаются двумя полными вертикальными канелюрами и ограничивающими края половинками канелюр. Метопы, первоначально гладкие, позднее стали украшаться рельефными изображениями ритуальных предметов и мифологических сцен. Завершается антаблемент сильно выступающим наружу карнизом. И в дорическом, и в ионическом ордере карниз состоит из нижней тяги, слезника и верхней тяги. Нижняя тяга состоит из плиты, поддерживающей и уменьшающей вынос слезника. Сам слезник – это «выносимая плита (основная часть карниза)»[10], «подбитая» снизу квадратными пластинками с «каплями» - модульонами (кронштейн) или мутулами (плоский наклонный выступ).

“Внутренний” треугольник фронтона — тимпан, нередко украшался скульптурными группами. Фронтон — на вершине и по краям — зачастую украшался, так называемыми акротерами (небольшими постаментами), в виде пальметок или статуй на пьедесталах.

Главные отличительные черты ионического ордера.

Основное отличие ионического ордера от дорического состоит в бóльшей утончённости и усложнённости образа, увеличении количества деталей. Колонна – выше и стройней дорической – устанавливается на профилированную базу, состоящую из нескольких круглых валов, отделённых друг от друга узкими впалыми желобками. Ствол колонны утончается кверху. Количество канелюр увеличено до двадцати четырех. Канелюры более глубокие, разделены срезами - “площадочками”, и вверху и внизу заканчиваются закруглениями.

Наиболее характерной чертой ионической колонны является более сложно обработанная капитель. Эхин («часть капители в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем»[11]) ионической капители декорировался характерным рельефным мотивом яцеобразных иоников (“овы”). Абака («верхняя плита капители колонны»[12]) по обеим сторонам закручена в спиральные волюты, завитки которых обводятся выпуклыми ободками, сходящимися в центре волюты в круглый “глаз”. Между волютами и архитравом располагается тонкая горизонтальная прокладка — импост. Другими орнаментальными мотивами, кроме уже упомянутых иоников, используемыми в ионическом ордере, являются киматий и перлы (бусы). Киматий представляет собой сходный по рисунку с иониками растительный орнамент из листьев, заостренным концом обращенных вниз.

Архитрав ионического антаблемента делится на несколько — обычно три — горизонтальных пояса, выдающихся один над другим, и отделяется от фриза узкой полочкой с орнаментированным зубчиками или иным образом желобком под ней. Фриз представляет собой широкую ленту, гладкую или украшенную скульптурным орнаментом в виде голов жертвенных животных, гирлянд цветов или сцен мифологического содержания. Такой фриз называется зофорным — “несущим изображение”. Карниз антаблемента, также отделенный от фриза орнаментированной полоской, сильно нависает над ним и состоит из обычных трех элементов. В нем отсутствуют модульоны, он разработан горизонтальными профилями украшенными резным рельефным орнаметом в виде иоников, киматия или перлов.

Как уже отмечалось выше, наиболее полно ордерная система воплотилась в греческих храмах. Самым простым и очевидно наиболее ранним является, так называемый, “храм в антах” или “дистиль”. Он состоит из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос) с гладкими боковыми стенами, в котором находилось изображение божества. Передний фасад целлы представлял собой углубление — лоджию, отделенную от основной части стеной с центральным проемом (пронаосом). По сторонам она ограничена боковыми срезами стен, которые и называются антами, между антами, по переднему фронту целлы, устанавливались две колонны (отсюда — дистиль, т. е. “двоеколонный”). Завершался храм в антах антаблементом. Передний и задний фасад увенчивался фронтоном.

Другим, также относительно простым типом храма является простиль. Главное его отличие от дистиля то, что портик имеет четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

Амфипростиль — двойной простиль, портики в нем распологаются и на переднем, и на заднем фасаде — встречающийся сравнительно часто тип храма.

Классическим типом греческого храма, в своих основных чертах сложившимся во второй половине VII в до н. э., является периптер — прямоугольное здание — целла, окруженное со всех сторон колоннадой (птероном). Целла состояла из трех частей: передней (пронаоса), центральной (собственно целлы) и третьей (опистодома), отделенной от целлы глухой стеной. Вход в опистодом был только с заднего фасада. В нем обычно хранились реликвии, приносимые в дар божеству.

В ионическом зодчестве большую роль играл диптер — своеобразная разновидность периптерного храма с двойной колоннадой по бокам. В IV веке до н. э. в Греции появился еще один вид храма — моноптер, или круглый периптер, в котором цилиндрическая целла окружалась кольцом колонн.

Ордера применялись как в наружном, так и во внутреннем оформлении храма. Целла греческих периптеров и диптеров обычно членилась двумя продольными рядами колонн на три параллельные галереи — нефа, причем центральный неф был шире боковых. Колонны, разграничивающие неф, ставились в два яруса. Нижний поддерживал балку-архитрав, на нее, в свою очередь, устанавливался второй ярус колонн, поддерживающий деревянные балки перекрытия кровли.

Балки, составляющие нижний пояс стропильных ферм, входили в интерьер храма. Их пересекали под прямым углом второстепенные балки-ригели, образуя квадратные углубления — кессоны. Кессоны перекрывались тонкими мраморными плитами, украшенными росписью или рельефными розетками.

Без сомнения, искусство Древней Греции оказало самое большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. А ордерная система в архитектуре использовалась полностью или частично в строительство вплоть до XXвека, отражая лаконичность и простоту форм, существовавших ещё в древнегреческой архитектуре.

Список использованной литературы.

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1 М, 1959.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции, М, 1987.

3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей, М, 1983.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве, Т. 1 СПб, 1995.

5. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти томах, Т. 2 М, 1958.

6. История зарубежного искусства. Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой, М, 1980.

7. Ю.Д. Колпинский. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности, М, 1977.

Интернет источники:

1. Википедия – ru.wikipedia.org/wiki/

2. Словарь архитектурных терминов http://construction.vesco.ru/dictionary

3. Страны мира – древнегреческая архитектура http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm


[1] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. С.58.

[2]Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1983. С. 25.

[3] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. СС.58-59.

[4]http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm

[5] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. СС61-62

[6] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1977. С62

[7]http://www.countries.ru/library/ant/grarh.htm

[8] Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: “Изобразительное искусство”, - 1983. С. 26

[9] Власов В.Г. Стили в искусстве, т 1. - СПб.: “Кольна” - 1995. СС. 193, 238.

[10]http://construction.vesco.ru/dictionary

[11]ru.wikipedia.org/wiki/

[12] Там же.