Смекни!
smekni.com

Архитектура Франца Хайтмана (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………… 3

§1. Палестра Альбертина ……………………………………. 5

§2. Последняя жертва ………………………………………… 9

§3. Капелла святого Адальберта …………………………… 12

§4. «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства» и Амалиенау ………………………………………….. 14

§5. Озеленение Кёнигсберга ……………………………….. 18

Заключение ………………………………………………….. 19

Список литературы …………………………………………. 20


ВВЕДЕНИЕ

27 октября 1853 года в Алене (Вестфалия) родился Франц Хайтман, человек, оставивший значительный след в архитектурном облике Кенигсберга.

В 1875 году он получил диплом инженера строителя.

С 1886 года несколько лет Хайтман был занят проектированием и строительством почтамтов в Гуммингене (ныне город Гусев) и Пиллау (ныне город Балтийск). Оба здания сохранились.

Затем Франц Хайтман работал как свободный архитектор в Кенигсберге и вскоре стал одним из самых популярных в городе.

Хайтман построил студенческий дом Палестра Альбертина (здание в сильно измененном виде сохранилось; сейчас его занимает спорткомплекс ДКБФ), капеллу святого Адальберта (лаборатория Измаран на углу проспекта Победы и Каштановой аллеи), католическую кирху в Хаберберге (органный зал филармонии), кирху памяти королевы Луизы (кукольный театр), большинство вилл в Амалиенау (район улицы Кутузова) и многочисленные здания кирх и больниц в городах Восточной Пруссии.

Данная работа посвящена деятельности этого великого архитектора, во многом определившего облик не только Кенигсберга, но и в какой-то степени Калининграда – ведь многое из того, что он создал, до сих пор возвышается на улицах города и области.

К сожалению, о таком известном архитекторе нашего края практически нет никаких статей на русском языке. Это огромное упущение очень помешало в работе. Даже в «Восточной Пруссии» нет достаточной информации. В большинстве же календарей памятных дат, путеводителях и т. д. имя Хайтмана упоминается только при упоминании того или иного памятника – хорошо еще, если указаны годы жизни!

Эта работа как раз и ставит своей целью попытаться собрать воедино клочки упоминаний о Франце Хайтмане, разбросанные по различным изданиям, и создать целостное представление о великом кенигсбергском архитекторе XIX века.


§1. ПАЛЕСТРА АЛЬБЕРТИНА

Одно из наиболее известных творений Франца Хайтмана - студенческий спортивный комплекс Палестра Альбертина, относящийся к Кенигсбергскому университету –Альбертине.

Закладка комплекса состоялась в год 350-летия Кенигсбергского университета, то есть в 1894 году.

Открытие «Палестры Альбертины» состоялось через четыре года – в 1898 году.

Изначальный вид здания

Палестра Альбертина – дворец спорта Кенигсбергского университета стал первым спортивным сооружением подобного рода и масштаба в германской системе высшего образования. Комплекс располагал большим спортивным залом, крытым плавательным бассейном, залом для фехтования, кегельбаном, бильярдной комнатой, душевыми, читальным залом и бесплатной студенческой столовой.

В момент своего возведения Палестра Альбертина была чем-то сенсационно новым. Впервые в одном здании было объединено всё то, что требовалось студентам помимо учёбы для восстановления и сохранения своей физической силы.

Главное здание (длиной 62,5 м) имело две лестничные клетки, выдававшиеся к улице; на первом этаже тогда было два магазина и холл, из которого главная лестница вела на 2-й этаж. Оттуда из роскошного зала для прогулок путь вёл налево в гимнастический зал и направо в столовую с 5-ю большими окнами по обеим сторонам.

Вид здания после капитального ремонта в 1930 году

Перед этим залом была большая терраса, из которой большая двойная лестница вела вниз в сад. На этом этаже были бильярдная, читальный зал и кабинет директора, на третьем этаже было три зала для фехтования и пять залов для собраний. В северном флигеле (длиной 60 м) до сих пор располагается гимнастический зал; на первом этаже – раздевалки; размеры гимнастического зала над ними составляют 29 х 16 м в плане и от 7 до 10 м в высоту. На зрительскую трибуну можно было попасть с третьего этажа.

С востока примыкает тракт с плавательным бассейном (доступ через 1-й этаж). При сдаче здания насчитывалось 6 кабин для принятия ванн, 12 для душа, 2 бассейна для чистки и 30 кабин для переодевания. Размеры бассейна были тогда: 18,5 м длина, 8,25 м ширина и 3,5 м глубина. В начале 90-х годов он был продлён до 25 м. Это не было единственной перестройкой, в целом, внутри сейчас сложно установить, что осталось с немецкого времени, а что было изменено во время восстановления или позднее. И хотя в основу чертежа-реконструкции лёг советский чертёж обмера, с достаточной уверенностью можно отнести к немецкому времени только показанную чёрным стену. За трактом бассейна находилась котельная и машинное отделение.

По восточной стороне раньше был кегельбан длиной в 40 м и шириной в 4 м. С юга к главному зданию примыкал короткий боковой флигель с хозяйственными и жилыми помещениями. На первом этаже в нём была большая кухня. С юго-востока примыкает узкий флигель, в котором тогда (как и сейчас) были квартиры.

Трёхэтажный клинкерный фасад был расчленён двумя лестничными клетками. Его романские формы украшения (тогда называемые «Орденским стилем»), реконструированные на рисунке, исчезли не во время восстановления, а были, как доказывают старые открытки, сняты с фасада в ходе их “очистки” в 30-е годы.

Современный вид

Сейчас в здании Палестры Альбертины расположен спортивный клуб ДКБФ. Таким образом, здание, построенное Хайтманом, используется по назначению. Правда, оно дошло до нас в сильно измененном виде, и теперь, глядя на него, сложно представить его первозданный облик.

§2. ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

Одно из интереснейших произведений Франца Хайтмана так и не дошло до нас. Речь идет о кирхе, строительство которой началось в 1907 и закончилось освящением 18 декабря 1910.

Кирха, о которой идет речь, построена в стиле позднего ренессанса с переходом в барокко. Такое сочетание стилей было характерно для конце XX – начала XX века, когда в европейской архитектуре утвердился так называемый эклектический стиль.

От ренессанса кирха Лютера восприняла четкость и завершенность форм, от барокко – пышность и торжественность.

Кирха Лютера до войны

Кирха имела приличные размеры — 30 на 45 м. Башня была высотой почти 70 м. Зал имел специально оборудованные скамьи, рассчитанные на 1400 человек. Купол зала был высотой 30 м и был выполнен из железобетона, что впервые было применено в кирхах Восточной Пруссии.

Кирха Лютера в начале 60-х гг.

Отопление осуществлялось из подвала специальным котлом. Орган выполнен мастером Новак. Кирха располагала 3 стальными колоколами с бронзовыми пластинками для смягчения звука.

Во время боев Второй Мировой кирха почти не пострадала. После войны она практически никак не использовалась и простояла до мая 1976, после чего была взорвана, а обломки вывезены. На месте кирхи разбили «клумбу».

Современный вид на бывшую кирху Лютера

Это последняя кирха в Кенигсберге, уничтоженная властями. Произведение Франца Хайтмана стало последней жертвой «культурной» политики в отношении культовых немецких зданий, проводимой властями после Второй Мировой Войны на территории бывшего Кенигсберга.


§3. Капелла святого Адальберта

Католический костел Святого Адальберта представляет собой постройку в строгом стиле архитектора Франца Хайтмана. Она была освящена в 1904 как капелла для новой «колонии вилл» Амалиенау.

Уже в 1932 капелла была достроена и получила статус кирхи Святого Адальберта — покровителя Пруссии.

Во время боевых действий при атаке Кенигсберга в апреле 1945 кирха пострадала. Наибольшие повреждения были причинены новой пристройке.

После войны пристроенная часть была разобрана на кирпич, а старая часть кирхи была отдана под протезное предприятие, которое просуществовало до 1975.

Затем здание кирхи было передано магнитно-ионосферной обсерватории «Измиран». Помещение внутри перестроено и разделено на три этажа.
§4. «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства» и амалиенау

В 1898 году было основано «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства». Возглавляли его архитекторы и советчики по строительству Фридрих Хайтманн и Иозеф Кречманн.

По их проектам в городе были построены десятки роскошных вилл с башенками и фронтонами, загородных домов, похожих на замки, окруженных зеленью и прудами.

В Кенигсберге возникли новые районы (Амалиенау, Ратсхоф и другие). Когда строилась колонию престижных вилл «Амалиенау» (тогда это была окраина города, и вряд ли кто даже сейчас будет спорить, что район ул. Кутузова – нынче самый престижный в городе), – были чётко сформулированы правила совместной застройки: расстояния между домами должны быть не менее 30 и не более 35 метров; все виллы имеют два этажа (не считая мансардных), и планировка их обязана иметь ряд общих принципов, свойственных виллам. А именно: все квартиры на этаже соединяются между собой дверями «по кругу», а коридор желательно осветить естественным светом, для чего архитекторы придумывают специальные хитрости вроде глубокой врезки с обратной стороны главного фасада. Чтобы соблюсти все эти достаточно непростые требования и сохранить разнообразие архитектурных замыслов общего «исторического» стиля, все здания на Амалиенау строились через единого подрядчика с участием архитектора Хайтмана. Сам он спроектировал около трети вилл Амалиенау, остальные – другие архитекторы.