Смекни!
smekni.com

Культ предков и погребальный культ их значение в развитии культуры (стр. 2 из 3)

Итак, путь погребальной культуры когда то начался во времена каменного века. Уже тогда люди верили в то, что у человека есть душа, уже тогда возводились монументальные сооружения, уже тогда человек начинает с почтениям относится к покойным предкам.

3. Погребальный культ в древнем Египте

Особое внимание погребальному культу уделяли египтяне.

«Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, все религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего можно ждать воскрешение» [4, с. 44].

Если задуматься, то найдется много доводов к подтверждению верности (в некоторой степени) это протеста. Ведь невозможно представить себе небытие. Человек всегда о чем-либо думает, даже если эти мысли ненавязчивы и незаметны.

Египтяне считали, что сущность человека состоит из таких частей как: тело, тень, имя. «Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий» [4, с. 45]. Для того, что бы попасть на тот свет, умершему фараону строили пирамиду – мощную защиту от потусторонних глаз. Через семьсот дней после смерти покойник отправлялся в «Страну Вечности». Египтяне представляли путь в эту страну, как полосу препятствий. Были написаны целые книги с подробным описанием ловушек и трудностей, встречаемых в этом мире, и как эти трудности можно преодолеть. Если этот путь проходили, то египтянин попадал в чертог обеих истин. Там происходил суд над умершим, по окончании которого покойник попадал либо в пасть чудовища Амелита либо в царство Осириса. Если мертвый человек не прошел испытаний на пути к чертогу обеих истин и умирал, то его охватывало полное небытие – окончательная и неотвратимая смерть.

Поэтому фараоны уделяли большее внимание своим гробницам, чем мирским жилищам. Усыпальницы царей Египта были богато украшены, хорошо спрятаны от потусторонних глаз, на них накладывались различные заклинания и проклятья для незваных гостей. Саркофаги фараонов были похожи на матрешку – внутренний саркофаг с фараоном вкладывался во внешний. По одной из версий пирамиды – тоже усыпальницы царей Древнего Египта. Такое внимание к своему второму дому вполне оправдано. Ибо после смерти на земле человека может ждать вечная жизнь в загробном мире.

Погребальный культ во многом поспособствовал развитию культуры всего мира. Ведь именно тогда человек задумывается о нелепости смерти, закрепляет свои представления о душе, ставит человека – фараона в центр мира, как наследника богов. В этом просматриваются зачатки возвеличивания всего человеческого существа. Так же при постройке усыпальниц фараонов египтяне проявили чудеса архитектуры. Для того времени вырезание каменных плит – стен гробницы – было колоссальным достижением, которое последствии переняли в какой то мере другие культуры древности. Благодаря письменам, начертанным на стенах гробниц и саркофагов, мы многое узнаем о древнеегипетской культуре. А это может повлиять на развитие мировой культуры сейчас. Ведь цивилизация Древнего Египта была очень развита для того времени, архитектура Великих Пирамид еще не была превзойдена и по сей день, а сам Египет хранит в себе множество загадок.

Таким образом, египтяне первые, кто оказывал погребальному обряду такое внимание. Благодаря гробницам их фараонов мы так много знаем о культуре Древнего Египта.

4.Культ предков в Древней Месопотамии

В Вавилоне – одном из известнейших и величайших царств Двуречья – были свои представления о смерти. Жители царства верили, что после смерти человек попадает в «страну без возврата». Воскрешения, по их верованиям, было невозможно. «Место, где будет прибывать умерший, весьма уныло и печально – там нет света, а пища мертвых – прах и глина. Усопшие уже не будут знать человеческих радостей. В таком одинаково печальном положении обречены пребывать все – независимо от своего статуса и поведения при жизни – и знатные, и безродные, и богатые, и бедные, и праведники, и негодяи. В несколько лучшей ситуации, пожалуй, будут находиться только те, кто оставил на земле многочисленное мужское потомство, – они могут рассчитывать на получение заупокойных жертв и будут пить чистую воду. Худшая же учесть ожидала тех, чье тело не было захоронено. Обитатели Месопотамии полагали, что между живыми и мертвыми существует определенная связь: мертвые могли дать живым нужный совет или предостеречь от беды. Живые старались быть поближе к своим мертвым: покойников часто хоронили не на кладбищах, прямо под полом дома или во внутреннем дворике» [4, с. 63]. Такой культ предков укреплял веру в существование личного бога, который принимал участие во всех делах потомков. Личный бог передавался из поколения в поколение: от тела отца к телу сына. Он служил проводником общения между покойными предками и их потомками.

Этот культ предков являлся несколько бытовым. Ведь он пропагандировал жизнь в этом мире (жизнь здесь и сейчас), потому что на том свете жизнь намного хуже, чем на этом. Человек стремился продлить род (семья могла заботиться о нем после смерти), добиться лучшей жизни, усердно работая, получить больше удовольствия в этом мире.

Во время существования культуры Сасанидского Ирана существовала другая точка зрения о жизни и смерти. В это время в Двуречье существовала такая религия, как Зороастризм. Это учение гласит о том, что через три дня после смерти умерший попадает на суд, где решается его дальнейшая судьба в зависимости от того, какую жизнь вел покойник. Если человек выступал на стороне добра, то он получал вечное блаженство, если же на стороне зла, то его ждали вечные мучения.

Две эти религии имеют необыкновенные сходства с христианством. И, возможно, многое иудеи (предшественники христианства) взяли из этих религий, что, несомненно, повлияло на развитие культур мира. Так в христианстве теперь тоже принято общение с покойными родственниками, а человек после смерти попадает в рай (мир блаженства) или ад (царство страданий). Суд человека, встречающийся во многих религиях, мотивировал человека на честную, праведную жизнь. От сюда сформировывались такие понятия как «хорошо» и «плохо». Это сильно повлияло на культуру человечества. Человек задумывался о правильности своих поступков и передавал такую мораль из поколение в поколение.

Можно сделать вывод, что древние цивилизации Двуречья, не имевшие такого развитого погребального культа, как в Египте, обладали особыми представлениями о смерти и своеобразным культом предков. При чем имелись существенные различия это культа в разные временные отрезки. Главное из них – это мир после смерти. У жителей Вавилона загробный мир серый и мрачный, а у сасанидских иранцев он зависит от того, какую жизнь прожил умерший (праведную или греховную).

5. Погребальный культ христиан

В современном мире большое количество христиан. Эта религия получила массовое распространение с IV века нашей эры. Погребальные обряды христиан католиков, православных, протестантов и других несколько различаются между собой. Но, безусловно, между ними существуют большие сходства. Рассмотрим пример христиан Руси.

«Погребальный обряд древних христиан близок современному погребальному обряду. Прослеживаются такие основные признаки:

– Наличие кладбищ;

– Прямоугольная яма;

– Ориентация головой на Запад;

– Положение тела на спине вытянуто;

– Руки вытянуты вдоль тела;

– Отсутствие инвентаря;

– Наличие остатков гроба;

– Наличие, хоть и очень редко, нательных крестиков и иконок.

Но наряду с выше перечисленными признаками, встречаются черты, характеризующие языческие обряды погребений, такие как:

– Руки сложены на паху;

– Наличие напутственной пищи;

– Присутствие языческих медальонов, украшений, амулетов;

– Курганные насыпи;

– Различный инвентарь.

Это можно объяснить смешением в народном понимании того периода двух религий: христианства и язычества.

Обряд захоронения выглядит примерно так:

Святая Церковь, в знак примирения и единения с душой усопшего, на краю могилы предает его тело земле. Через три дня по представлении умерший православный христианин удостаивается церковного “погребения” или “отпевания”. Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни, отступники, отлученные и нераскаянные грешники, умершие без крещения младенцы. До выноса тела из дома в доме читается краткая молитва.

При проявлении любви к умершему, его несут до Храма на руках. Во главе процессии идет священник в облачении, как духовный руководитель. Священник перед закрытием гроба мирского человека и положением его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов:”Господня земля и исполнениеся, вселенная и все живущие на ней”. Затем на усопшего возливается елей в ознаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, старался жить по образу и заповедям Христа Спасителя, и теперь душе его предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец на тело усопшего посыпают пепел из кадильницы в ознаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находиться вдалеке от храма, то этот последний обряд совершается в храме. Теперь гроб закрывают крышкой, которую прибивают гвоздями. После этого при пении литии гроб с телом опускают в могилу, ногами к востоку, и могилу засыпают землей под пение “Со духи праведных…”. Затем по чину литии положена краткая ектения и после того, как могила будет совсем засыпана, произносится отпуск: “Слава Богу, сие устроившему”. » [3]