Смекни!
smekni.com

Свадебные традиции башкир, татар, народов севера (стр. 4 из 4)

Согласно хантыйским нормам, старший сын после женитьбы мог отделиться, поэтому нередко в жены ему подыскивали ту, что постарше, умеющую самостоятельно вести хозяйство. Для младшего сына это не имело особого значения, так как с ним оставались жить родители, и мать могла научить неопытную невестку. К родителям невесты отправляли свата, и начинались переговоры. Своеобразие их заключалось в. том, что первые как бы хотели принизить достоинства своей дочери, говоря о том, что она «грязнуля, неумеха», а второй от имени родителей жениха уверял: «Нам такую и надо». Если, в конце концов, достигалось согласие, то начинался торг о размере выкупа — вещами, деньгами, оленями. Однако семейная жизнь начиналась еще до внесения полного выкупа. Невеста приносила в дом приданое — одежду, утварь.

Свадебный обряд не отличался пышностью. Он состоял из угощения в доме невесты, а затем жениха, увоза ее от родителей и приобщения к дому мужа. Здесь молодая женщина вначале чувствовала себя не очень уверенно, не смела, например, громко разговаривать. Однако после рождения первого ребенка ее социальный статус сразу повышался.

По содержанию и последовательности исполнения свадебного обряда подразделяют их на досвадебные (сватовство, выплата калыма, окончательный сговор), непосредственно свадьбу и послесвадебные. Действия на первом этапе были направлены на заключение соглашения между двумя родственными группами о сумме и условиях выкупа невесты и определения срока свадьбы. Наиболее сложной была обрядность при заключении брака через сватовство. В районах, близких к церквям обязательным моментом обрядности стало венчание молодых в церкви. Послесвадебные обряды имели целью подтверждение признания образования новой семьи обществом и укрепление родственных связей. Обязательным элементом этого этапа был обмен дарами между родными молодоженов и «одаривание» молодых.