Смекни!
smekni.com

Риторика Сократа, Платона и Аристотеля и риторика софистов (стр. 3 из 3)

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову»

По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А основой красноречия служат эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение и эмоциональное внушение.

Аристотель считал, что «риторика - искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля – это наука и мастерство доказательной речи.

Сократ, Платон и Аристотель являются людьми, внёсшими наибольший вклад в теорию красноречия. Но тем не менее основателями риторики являются софисты. «Только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки», - пишет А.Ф. Лосев1. Но у понятия «софисты» есть два определения, и, к сожалению, отрицательная оценка, связанная с особенностями мировоззрения софистов, делавшая их заядлыми спорщиками, не желающими услышать своего оппонента, оказалась главной. И поэтому сравнимая риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля с риторическим идеалом софистов, мы видим их совершенно противоположными.

Но как бы там ни было, и те и другие смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.


Список используемой литературы

1. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М., 2010

2. Зарецкая Е.Н. Риторика : теория и практика речевой коммуникации. М., 2002

3. Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998

4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебн. пос. М., 1994

5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988

6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М., 2003

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. - М., 1969

8. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика . М., 2003

9. Михальская А.К. Русский Сократ : Лекции по сравнительно-исторической риторике . Учебн. пос. М., 1996

10. Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009.

11. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991

12. Порубов Н.И. Риторика. Минск, 2004

13. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. Учебно-метод. пос. М., 2009.

14. Руднев В.Н. Риторика . Курс лекций. М., 2010

15. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011

16. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997

17. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009


[1] Софисты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.

[2] Ирония (греческое eironeia — притворство) – способ критического отношения к догматике, прием Сократа, который прикидывался незнающим с тем, чтобы поймать и уличить своего собеседника в незнании.

[3] Майевтика (греч. maieutike — повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

[4] Риторический идеал – характеристика речемыслительной деятельности человека, заведомо сложившаяся в сознании носителей данной языковой культуры. Риторический идеал – образ прекрасной речи, существующий в голове любого носителя данной культуры, система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи.