Смекни!
smekni.com

Этапы развития семейного права в Росии (стр. 1 из 4)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИИ

Я.Ф. Фархтдинов, доцент, кандидат юридических наук Р.Р. Камалдинов, аспирант

Семейное право России как самостоятельная отрасль в системе отечественного права является сравнительно молодым, причем оно больше известно как советское семейное право. Это обстоятельство, однако, вовсе не означает, что брак и семья в человеческом обществе - явления новые и их правовое регулирование произошло недавно. Брак и семья являются достаточно древней формой социальной жизни людей. По историческим источникам они прошли различные стадии развития. Как древнейшая ячейка организации людей семья издавна подвергалась определенной социальной регуляции. В первобытном родовом обществе семейные отношения регулировались обычаями. Средством обеспечения обычаев служили табу - запреты, нарушение которых влекло наказание по коллективному решению. С возникновением государства семейные отношения регулируются нормами права, обеспечиваемыми мерами государственного принуждения.

Этим же закономерностям подвластны семейные отношения в России. С учетом особенностей развития российского государства и правового регулирования семейных отношений развитие правового регулирования семейных отношений и его источников можно условно разделить на три этапа:

1. семейное право России с древнейших времен до Октябрьской (7 ноября 1917) революции 1917 года;

2. семейное право России советского периода (1917-1995) в составе СССР и после распада СССР;

3. семейное право России на современном этапе развития государства.

Задачей этой статьи является описание в краткой форме развития семейного права по этапам.

1. Сведения о брачно-семейных отношениях славянских племен, населявших территории нынешней России и Украины, до принятия ими христианства незначительны. Известно из летописей, что отношения по вопросам брака и семьи в те времена регулировались обычаями, связанными с культами язычества: похищение невесты без ее согласия, многоженство, которые были общеприняты и существовали повсеместно и после принятия христианства1. Правда, с образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются нормами писаного права: церковными уставами князей Владимира Святославича, Ярослава Владимировича и других, которые содержали нормы о браке, семье, нравственности2. Так, в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой.

С введением христианства на Руси стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право. Устанавливаются новые принципы семейного права: отказ от многоженства, единобрачие (моногамия), затруднительность развода, неравенство мужа и жены, бесправие внебрачных детей. Эти принципы были основаны на византийском каноническом представлении о браке, внедренном в русское право.

На Руси начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских3. Совершение брачных обрядов происходило только в церкви. По этим правилам заключению и регистрации брака предшествовало обручение (брачный сговор). Брачный сговор оформлялся в письменной форме, и за его нарушение одной из сторон предусматривалась неустойка. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния: рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами4 .

Следует также заметить, что в полной мере византийское семейное церковное право в России, особенно простым народом, не было воспринято. Впоследствии Номоканон был переведен на русский язык и дополнен постановлениями русских князей и более известен специалистам под названием Кормчая книга. Отдельные положения, регулирующие семейные отношения, содержались в Русской Правде.

Одним из источников церковного (канонического) права, регулирующего семейные отношения, стал Стоглав, утвержденный в 1551 году на церковном соборе с участием представителей высокопоставленной русской феодальной знати. Стоглав определил брачный возраст (для мужчин 15 лет, для женщин 12 лет), порядок оформления брака.

Другой источник - Соборное Уложение 1649 года - установил, что брак заключается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак. Браки крепостных крестьян заключались лишь с разрешения их господ-помещиков.

Среди источников семейного права известное место занимает Домострой (свод этических правил, наставлений), который определял взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.

Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным связям женщины с мужчиной, к незаконнорожденным детям. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство. Так, в Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае последующего брака родителей. Расторжение брака, в принципе, каноническим правом не исключалось. Однако было возможно в крайне редких случаях. Основанием для этого могли служить прелюбодеяния жены, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, вступление в монашество, неизлечимая болезнь и другое. Вопросы брака и расторжения брака, как уже указывалось выше, относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании правил канонического (Правосудье митрополичье) права. В регионах, население которых составляли лица, не исповедующие христианскую веру, брачно-семейные отношения регулировались нормами обычного (адет) права, а у мусульман - законами шариата.

В начале XVIII столетия политические, экономические преобразования коснулись также положения церкви в государстве. Петр I последовательно проводил курс на подчинение церкви светской власти. В 1721 году был создан Святейший правительствующий Синод, управляющий церковными делами, как государственный орган. В этот же период было принято несколько государственных актов, регулирующих брачные и семейные отношения.

Петр I своим Указом от 3 апреля 1702 года отменил совершение сговорных записей, засвидетельствование их крепостным порядком и взимание неустойки за отказ от заключения брака. В Указе отмечалось, что если "после обручения жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет и в том быть свободе"5. Указ подчеркивал принцип добровольности вступления в брак и свободу развода. Кроме развода, предусматривалось временное разлучение супругов путем отправки их в монастырь при несогласной их жизни. Указом от 1714 года "О единонаследии" был повышен брачный возраст: для мужчин до 20 лет, для женщин до 17 лет. Кроме этого, Указ попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак. С 1721-года были разрешены браки между православными и христианами других концессий (лютеране, католики). Указом от 6 апреля 1722 года "О свидетельствовании дураков в Сенате" было запрещено женить дураков, которые "ни в науку, ни в службу не годятся".

После смерти Петра I часть из этих положений была отменена. Однако наиболее существенные из них продолжали действовать, впоследствии были развиты и включены в Свод законов от 1832 года. Синод также издавал Указы, касающиеся брачно-семейных отношений. Так, Указом Синода от 1744 года были запрещены браки лиц старше 80 лет.

В 1753 году специальным актом была закреплена раздельность имущества и обязательственных прав супругов. Поэтому ни один из супругов не был обязан отвечать за долги другого. С 1825 года была разрешена купля-продажа имений между супругами. В начале XIX столетия в брачно-семейном законодательстве России происходят определенные, но незначительные изменения. Так, по Закону от 21 сентября 1815 года свободная женщина, вступающая в брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, жена низшего сословия приобретала положение мужа6. Существенные вопросы заключения брака, вопросы взаимоотношений супругов, родителей и детей по-прежнему оставались без изменений.

В 1832 году был утвержден Свод законов, вступивший в действие в 1835 году, в который были включены все действующие нормативные правовые акты, принятые по 1825 год, в том числе по вопросам брака и семьи. В первой части тома X Свода "О правах и обязанностях семейственных" речь шла об условиях и порядке заключения брака. Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей (опекунов, попечителей) лиц, вступающих в брак, а в отношении военнослужащих и гражданских служащих - согласие начальства. Законным считался только церковный брак между лицами христианского вероисповедания. Личные отношения супругов определялись законом так: "жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании". Жена была обязана следовать за мужем при его переездах. Муж мог понудить к этому жену через полицию. Паспорт в полиции она могла получить лишь с согласия мужа. Дети, рожденные в законном браке, наследовали права родителей. Дети, рожденные вне брака, никакими правами на имущество родителей не обладали. Для узаконения детей, родившихся вне брака, требовалось, чтобы их родители узаконили свой брак и добились через суд узаконения ребенка. Родители были обязаны содержать своих детей. В отношении детей родители обладали деспотическими правами, могли их наказывать, применять иные исправительные меры, вплоть до передачи под суд. Для имущественных отношений между родителями и детьми характерен принцип раздельности их имущества. Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.

Указом императора от 19 июля 1830 года брачный возраст был установлен для мужчин 18 лет и для женщин 16 лет. С 1841 года порядок расторжения брака регулировался Уставом духовных консисторий, утвержденным в том же году. Решение утверждалось архиереем епархии. В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она "представляется для него невыносимой"7. Жена сохраняла право на содержание мужа, если отказалась от совместного проживания по его вине. К институтам семейного права, замещающим собой кровное родство, относились усыновление, опека и попечительство. Усыновление устанавливалось в судебном порядке8.